Содержание
Введение…………………………………...…………………………...……..… | 3 | |
1 | Технические требования…………………………………………...…………... | 3 |
2 | Требования безопасности…………………………………………...…………. | 8 |
3 | Требования защиты окружающей среды…………………………………….. | 10 |
4 | Правила приёмки…………………………………………...…………............... | 11 |
5 | Методы контроля…………………………………………...…………………... | 12 |
6 | Транспортирование и хранение…………………………………………...…... | 12 |
7 | Гарантии изготовителя…………………………………………...…………...... | 13 |
Приложение А…………………………………………...…………………….... | 14 | |
Лист регистрации изменений…………………………………………...…...… | 17 |
Введение
Настоящие технические условия (ТУ) распространяются на бензин автомобильный марки АТОМ-92 класс 5 (далее по тексту бензин, топливо, продукция), предназначенное в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине.
Пример записи изделия при заказе:
«Бензин АТОМ-92 класс 5 по ТУ 19.20.21-001-23826636-2017».
Настоящие технические условия разработаны в соответствии с ГОСТ 2.114.
Перечень ссылочной документации приведен в Приложении А.
1 Технические требования
- 1Основные параметры и характеристики
- 1.1Продукция должны соответствовать требованиям настоящих технических условий, ГОСТ 305 (п. 5), ГОСТ Р 51105 (п. 4), ГОСТ 32513-2013, ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» и изготавливаться по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
- 1.2Бензин выпускается экологического класса К5.
- 1.3Продукцию получают путем добавления многофункциональной присадки Keropur 3638 в бензин неэтилированный, марки АИ-92-К5 по ГОСТ 32513-2013 в количестве 300-900 г добавки на 1 тонну бензина.
- 1.4Основные характеристики продукции приведены в таблицах 1.1.
Таблица 1.1
Наименование характеристики | Показатель | Метод контроля |
Внешний вид | Чистый, прозрачный | ГОСТ Р 51105 |
Массовая доля серы, мг/кг, не более | 10 | ГОСТ 19121 |
Объемная доля бензола, %, не более | 1 |
ГОСТ 29040 ГОСТ Р 51941 |
Массовая доля кислорода, %, не более | 2,7 | ГОСТ Р ЕН 1601 |
Объемная доля углеводородов, %, не более: - ароматических - олефиновых |
35 18 |
ГОСТ Р 52714 |
Октановое число: - по исследовательскому методу, не менее - по моторному методу, не менее |
92 83 |
ГОСТ 8226 ГОСТ 511 |
Давление насыщенных паров, кПа: - в летний период - в зимний период |
35-80 35-100 |
ГОСТ 1756 ГОСТ 28781 |
Концентрация железа, мг/дм3, не более | Отсутствие | ГОСТ Р 52530 |
Концентрация марганца, мг/дм3, не более | Отсутствие | ГОСТ Р 51925 |
Концентрация свинца, мг/дм3, не более | Отсутствие | ГОСТ 28828 |
Объемная доля монометиланилина, не более | Отсутствие | ГОСТ Р 54323 |
Объемная доля оксигенатов, не более: - метанола - этанола - изопропанола - третбутанола - изобутанола - эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле - других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 ºС) |
Отсутствие 5 10 7 10 15 10 |
ГОСТ Р 52256 |
Индукционный период бензина, мин, не менее | 360 |
ГОСТ 4039 ГОСТ Р 52068 |
Испытание на медной пластине | Выдерживает I класс | ГОСТ 6321 |
Плотность при 15 ºС, кг/м3 | 725-780 | ГОСТ Р 51069 |
- 2Требования к сырью
- 2.1Сырье должно соответствовать действующей на них нормативной документации и иметь сопроводительные документы, подтверждающие его соответствие.
- 2.2Продукция производится путем добавления присадки к бензину.
- 2.3Для производства применяется:
- бензин АИ-92-К5 по ГОСТ 32513-2013;
- присадка Кeropur 3638 по спецификации производителя.
- 2.4Допускается частичная замена сырья для продукции, если эта замена не ухудшает качество, безопасность и товарный вид продукции.
- 2.5Качество и основные характеристики сырья должны подтверждаться документами о качестве или сертификатами соответствия, выданными в установленном порядке.
- 2.6При отсутствии документов о качестве на конкретное сырье все необходимые испытания должны быть проведены при изготовлении продукции.
- 2.7Транспортирование и хранение сырья должны проводиться в условиях, обеспечивающих сохранность, а также исключающих возможность подмены.
- 2.8Перед использованием компоненты должны пройти входной контроль в соответствии с порядком, установленным на предприятии-изготовителе, исходя из требований ГОСТ 24297.
- 3Комплектность
- 3.1Комплектность поставки изделий должна соответствовать условиям заказа.
- 3.2В состав поставки продукции должны входить документ о качестве (паспорт).
- 3.3Паспорт должен содержать:
- наименование и обозначение марки топлива;
- наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
- обозначение настоящих технических условий;
- нормативные значения и фактические результаты испытаний;
- дату выдачи и номер паспорта;
- подпись лица, оформившего паспорт;
- сведения о декларации соответствия;
- сведения о наличии присадок в топливе.
- 4Маркировка
- 4.1Продукция должна иметь маркировку в соответствии с требованиями ГОСТ 1510, ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» и настоящих технических условий:
- наименование;
- масса нетто или объем;
- номер партии и месяца, года изготовления;
- наименование и (или) товарный знак изготовителя;
- наименование страны, где изготовлена продукция;
- надпись «Огнеопасно»;
- сведения о наличии присадок в топливе;
- обозначение настоящих технических условий.
- 4.2Маркировка продукции должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на них в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте.
- 4.3Маркировка, характеризующая транспортную опасность бензинов, поГОСТ 19433: класс - 3, подкласс - 3.1, знак опасности - по рисунку 3, классификационный шифр - 3111, номер ООН – 1203.
- 4.4Маркировка тары по ГОСТ 14192. На таре должны быть нанесены знаки, соответствующие значениям: «Верх», «Огнеопасно».
- 5Упаковка
- 5.1Продукцию упаковывают в емкости из полимерных материалов по действующим нормативным документам; упаковывают и транспортируют в железнодорожных цистернах по ГОСТ Р 51659, оборудованных универсальным сливным прибором, и автоцистернах, нефтеналивных суднах.
- 5.2Допускается упаковка в тару потребителя, обеспечивающую сохранность продукта.
- 5.3Степень заполнения тары не должна превышать 95%.
- 5.4После заполнения тара с жидкостью должна быть герметично закрыта и опломбирована.
2 Требования безопасности
- 1Топливо является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
- 2Автомобильные бензины обладают наркотическим действием.
- 3Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.
- 4Предельно допустимая концентрация паров углеводородов бензинов в воздухе производственных помещений - 100 мг/м3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005.
- 5Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 300 мг/м3 в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.
- 6Содержание углеводородов в воздухе определяется прибором УГ-2 или другим прибором аналогичного назначения.
- 7Наличие топлива в питьевой воде недопустимо; определяется визуально (маслянистая пленка нефтепродукта на поверхности воды).
- 8Автомобильный бензин представляет собой в соответствии с ГОСТ 12.1.044 легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 255-370°С.
- 8.1Температурные пределы воспламенения:
- нижний - минус 27 - минус 39°С;
- верхний - минус 8 - минус 27°С.
- 8.2Концентрационные пределы распространения пламени:
- нижний - 1,0 %;
- верхний - 6 % (по объему).
- 9При загорании бензина применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав «3,5», пар.
- 10В помещениях для хранения и использования топлива запрещается обращение с открытым огнем; электрооборудование, электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывобезопасного исполнения.
- 11При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
- 12Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества по ГОСТ 12.1.018.
- 13Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной вентиляцией, места интенсивного выделения паров бензинов должны быть снабжены местными отсосами.
- 14При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты согласно ГОСТ 12.4.011 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
- 15Работу в зоне с высокой концентрацией паров топлива необходимо проводить с применением средств защиты органов дыхания: кратковременно - фильтрующие противогазы марки А, долговременно - шланговые противогазы.
- 16При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.
- 17При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз обильно промыть глаза теплой водой.
- 18Все работающие с топливом должны проходить периодические медицинские осмотры в установленном порядке в соответствии с приказом Минздрава РФ.
3 Требования защиты окружающей среды
- 1С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
- 2Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива являются использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением топлива, а также строгое соблюдение технологического режима.
- 3При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.
- 4Оборудование и аппараты процессов слива и налива топлива должны быть герметизированы с целью исключения попадания топлива в системы бытовой, промышленной и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву, а его паров - в воздушную среду.
- 5При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару; место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03
4 Правила приёмки
- 1Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого паспортом, выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы.
- 2При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблице 1, проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.
- 3При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов испытаний не менее чем в трех партиях подряд.
4.4 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания новой пробы, взятой из той же партии.
5 Методы контроля
- 1Отбор проб по ГОСТ 2517.
- 2Методы испытаний в соответствии с таблицами 1.1 настоящих ТУ.
6 Транспортирование и хранение
- 1Транспортирование
- 1.1Требования к транспортированию по ГОСТ 32513.
- 1.2Транспортирование осуществляется Ж/Д цистернами, нефтеналивными судами, автоцистернами, авто топливозаправщиками, трубопроводами.
- 1.3Заполнение топливом железнодорожных цистерн следует производить с учетом увеличения объема нефтепродуктов из-за повышения температуры в пути следования и в пункте назначения, а также полного использования вместимости и ограничения грузоподъемности цистерн.
- 1.4Железнодорожные цистерны, вагоны и автоцистерны с топливом пломбируют в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на железнодорожном и автомобильном видах транспорта.
- 1.5Режим слива и налива топлива, конструкция и условия эксплуатации средств хранения и транспортирования должны удовлетворять требованиям электростатической искробезопасности по ГОСТ 12.1.018.
- 1.6Металлические части эстакад, трубопроводы, подвижные средства перекачки, резервуары, автоцистерны, телескопические трубы, рукава и наконечники во время слива и налива топлива должны быть заземлены.
- 2Хранение
- 2.1Хранение осуществляется в соответствие с ГОСТ 1510.
- 2.2Топливо хранят в металлических резервуарах с внутренними антикоррозионными покрытиями, применение которых в контакте с этими нефтепродуктами должно быть разрешено.
- 2.3Топливо следует хранить в резервуарах с плавающей крышей или понтоном или оборудованных газовой обвязкой в зависимости от условий эксплуатации резервуаров.
- 2.4Допускается хранить топливо в резервуарах без понтонов и газовой обвязки до капитального ремонта, а также на предприятиях длительного хранения.
- 2.5Металлические резервуары, за исключением резервуаров предприятий длительного хранения, должны подвергаться периодической зачистке.
7 Гарантии изготовителя
- 1Готовая продукция должна быть принята отделом технического контроля.
- 2Изготовитель гарантирует соответствие продукции требованиям настоящих технических условий при соблюдении потребителем условий хранения и транспортировки, установленных техническими условиями.
- 3Гарантийный срок хранения продукции – 12 месяцев со дня изготовления.
Приложение А
(информационное)
Перечень документов на которые даны ссылки
ГОСТ 2.114-95 | ЕСКД. Технические условия |
ГОСТ 12.1.005-88 | ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны |
ГОСТ 12.1.007-76 | ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности |
ГОСТ 12.1.018-93 | ССБТ. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования |
ГОСТ 12.1.044-89 | ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения |
ГОСТ 17.2.3.02-78 | Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями |
ГОСТ 33-2000 | Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости |
ГОСТ 511-82 | Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа |
ГОСТ 1461-75 | Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности |
ГОСТ 1510-84 | Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение |
ГОСТ Р ЕН 1601 | Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов |
ГОСТ 1756-2000 | Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров |
ГОСТ 2070-82 | Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов |
ГОСТ 2177-99 | Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава |
ГОСТ 2517-2012 | Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб |
ГОСТ ISO 2719-2013 | Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса |
ГОСТ ISO 3405-2013 | Нефтепродукты. Определения фракционного состава при атмосферном давлении |
ГОСТ 4039-88 | Бензины автомобильные. Методы определения индукционного периода |
ГОСТ 5985-79 | Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа |
ГОСТ 6307-75 | Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей |
ГОСТ 6321-92 | Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке |
ГОСТ 6356-75 | Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле |
ГОСТ 8226-82 | Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа |
ГОСТ Р EN 12916-2008 | Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с детектированием по коэффициенту рефракции |
ГОСТ 14192-96 | Маркировка грузов |
ГОСТ 19121-73 | Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе |
ГОСТ 19932-99 | Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Конрадсона |
ГОСТ 24297-2013 | Входной контроль продукции. Основные положения |
ГОСТ 26663-85 | Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования |
ГОСТ 28781-90 | Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров на аппарате с механическим диспергированием |
ГОСТ 28828-90 | Бензины. Метод определения свинца |
ГОСТ 29040-91 | Бензины. Метод определения бензола и суммарного содержания ароматических углеводородов |
ГОСТ 32139-2013 | Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии |
ГОСТ 32513-2013 |
Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия |
ГОСТ Р 51069-97 | Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром |
ГОСТ Р 51105-97 |
Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия |
ГОСТ Р 51659-97 | Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром |
ГОСТ Р 51925-2011 | Бензины. Определение марганца методом атомно-абсорбционной спектроскопии |
ГОСТ Р 51941-2002 | Бензины. Газохроматографический метод определения ароматических углеводородов |
ГОСТ Р 52068-2003 | Бензины. Определение стабильности в условиях ускоренного окисления (индукционный период) |
ГОСТ Р 52256-2004 | Бензины. Определение МТБЭ, ЭТБЭ, ТАМЭ, ДИПЭ, метанола, этанола и трет-бутанола методом инфракрасной спектроскопии |
ГОСТ Р 52530-2006 | Бензины автомобильные. Фотоколориметрический метод определения железа |
ГОСТ Р 52714-2007 | Бензины автомобильные. Определение индивидуального и группового углеводородного состава методом капиллярной газовой хроматографии |
ГОСТ Р 54323-2011 | Бензины автомобильные. Определение N-метиланилина методом капиллярной газовой хроматографии |
СанПиН 2.1.7.1322-03 | Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления |
ТР ТС 013/2011 | О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту |