Настоящие технические условия распространяются на асинхронные взрывобезопасные электродвигатели серии 2МА36 6 и 7 габаритов, мощностью до 320 кВт, напряжением380/660 или 500В, частотой вращения до 2000 об/мин, с маркировкой взрывозащиты 1ЕхdIIВТ4 (далее по тексту – двигатели), предназначенные для длительного режима работы от сети с частотой 50-60 Гц в местах, где могут появляться взрывоопасные смеси газов, паров и пылей с воздухом, отнесённые к категориям IIА, IIВ и группам Т1-Т4.
Климатическое исполнение У, Т, категории размещения 2, 5 по ГОСТ 15150.
Обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности эксплуатации, изложены в разделе 2 настоящих технических условий.
Структура условного обозначения типа двигателя:
2МА36– 71/6фУ5
2 – порядковый номер серии;
МА – машина асинхронная;
36 – условное обозначение серии;
7 – условное обозначение габарита;
1 – условное обозначение длины сердечника статора;
6 – число полюсов;
Ф – ротор фазный;
У – климатическое исполнение
5 – категория размещения.
Пример записи обозначения двигателя при заказе:
«Двигатель 2МА36– 1/6фУ5 ТУ 3341-001-ХХХХХХХ-2012»
Перечень документов, на которые в настоящих технических условиях даны ссылки, приведен в приложении А.
1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
- Двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51330.0, ГОСТ Р 51330.1, ГОСТ22782.0, ГОСТ22782.6, ГОСТ Р 52350.1, настоящих технических условий и комплекту рабочей и конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
- Внесение изменений в конструкторскую документацию должно производиться в установленном порядке.
- Основные параметры и характеристики.
- Основные параметры и характеристики двигателей, представлены в табл. 1-2.
Обозначение типа двигателя | Номинальное значение величин |
Скольжение, % |
КПД,% | cos φ | Данные ротора | Удельная масса, кг/кВт | ||||
мощность, кВт |
ток статора, А |
частоты вращения, об/мин |
напряжение, В | ток, А | ||||||
при 380 В |
при 660 В |
|||||||||
Синхронная частота вращения, 1000 об/мин | ||||||||||
2МА36-61/6фУ5 | 160 | 300 | 174 | 985 | 1,5 | 92,5 | 0,87 | 575 | 165 | 14,60 |
2МА36-61/6фУ2 | 14,60 | |||||||||
2МА36-62/6фУ5 | 200 | 374 | 216 | 985 | 1,5 | 93,0 | 0,87 | 715 | 165 | 12,74 |
2МА36-62/6фУ2 | 12,74 | |||||||||
2МА36-71/6фУ5 | 250 | 460 | 265 | 990 | 1,0 | 93,5 | 0,88 | 1000 | 150 | 13,9 |
2МА36-71/6фУ2 | 13,9 | |||||||||
2МА36-72/6фУ5 | 315 | 577 | 334 | 990 | 1,0 | 94,0 | 0,88 | 1170 | 158 | 11,59 |
2МА36-72/6фУ2 | 11,59 | |||||||||
Синхронная частота вращения, 750 об/мин | ||||||||||
2МА36-61/6фУ5 | 125 | 247 | 143 | 740 | 1,3 | 92,5 | 0,83 | 440 | 170 | 18,7 |
2МА36-61/6фУ2 | 18,7 | |||||||||
2МА36-62/6фУ5 | 160 | 310 | 180 | 740 | 1,3 | 93,0 | 0,84 | 500 | 190 | 15,9 |
2МА36-62/6фУ2 | 15,9 | |||||||||
2МА36-71/6фУ5 | 200 | 377 | 218 | 740 | 1,3 | 93,5 | 0,86 | 1000 | 120 | 17,4 |
2МА36-71/6фУ2 | 17,4 | |||||||||
2МА36-72/6фУ5 | 250 | 465 | 269 | 740 | 1,3 | 94,0 | 0,87 | 1200 | 120 | 14,84 |
2МА36-72/6фУ2 | 14,84 |
Таблица 1 Основные параметры двигателей, климатического исполнения У
Таблица 2 Основные параметры двигателей, климатического исполнения Т
Обозначение типа двигателя | Номинальное значение величин |
Скольжение, % |
КПД,% | cos φ | Данные ротора | |||||
мощность, кВт |
напряжение, В | ток статора, А | частота, Гц |
частоты вращения, об/мин |
напряжение, В | ток, А | ||||
2МА36-61/6фТ5 | 160 |
380 400 415 440 |
300 285 275 271 |
50 60 |
1000 1200 |
1,5 1,3 |
92,5 |
0,87 0,84 |
575 600 625 660 |
165 157 150 142 |
2МА36-61/6фТ2 | ||||||||||
2МА36-62/6фТ5 | 200 |
380 400 415 440 |
374 355 343 336 |
50 60 |
1000 1200 |
1,5 1,3 |
93,0 |
0,87 0,84 |
715 750 780 825 |
165 157 150 143 |
2МА36-62/6фТ2 | ||||||||||
2МА36-71/6фТ5 | 250 |
380 400 415 440 |
460 435 420 420 |
50 60 |
1000 1200 |
1,0 0,8 |
93,5 93,0 |
0,88 0,84 |
1000 1050 1090 1140 |
150 142 138 130 |
2МА36-71/6фТ2 | ||||||||||
2МА36-72/6фТ5 | 315 |
380 400 415 440 |
577 547 530 521 |
50 60 |
1000 1200 |
1,0 0,8 |
94,0 93,5 |
0,88 0,85 |
1170 1230 1275 1330 |
158 150 145 140 |
2МА36-72/6фТ2 | ||||||||||
2МА36-61/8фТ5 | 125 |
380 400 415 440 |
247 235 226 222 |
50 60 |
750 900 |
1,3 1,1 |
92,5 |
0,83 0,80 |
440 455 480 490 |
170 162 156 150 |
2МА36-61/8фТ2 | ||||||||||
2МА36-62/8фТ5 | 160 |
380 400 415 440 |
310 295 285 275 |
50 60 |
750 900 |
1,3 1,1 |
93,0 |
0,84 0,82 |
500 525 545 560 |
190 180 174 170 |
2МА36-62/8фТ2 | ||||||||||
2МА36-71/8фТ5 | 200 |
380 400 415 440 |
377 360 345 336 |
50 60 |
750 900 |
1,3 1,1 |
93,5 93,0 |
0,86 0,84 |
1000 1050 1090 1170 |
120 114 110 100 |
2МА36-71/8фТ2 | ||||||||||
2МА36-72/8фТ5 | 250 |
380 400 415 440 |
465 440 425 413 |
50 60 |
750 900 |
1,3 1,1 |
94,0 93,5 |
0,87 0,85 |
1200 1260 1310 1400 |
120 114 110 105 |
2МА36-72/8фТ2 |
1.3.2 Габаритные, присоединительные размеры и масса двигателя должны соответствовать указанным в габаритных чертежах. Предельные отклонения установочных и присоединительных размеров – по ГОСТ 8592 нормальной точности.
Двигатель должен иметь уровень взрывозащиты «взрывобезопасное оборудование» с видом взрывозащиты «взрывонепроницаемая оболочка «d» и соответствовать требованиям ГОСТ Р 51330.1. Маркировка взрывозащиты должна быть 1ЕхdIIВТ4 по ГОСТ Р 51330.0.
Уровень взрывозащиты «взрывобезопасное оборудование» должен обеспечиваться заключением электрических частей во взрывонепроницаемую оболочку, которая выдерживает давление взрыва и исключает передачу его в окружающую среду.
Взрывонепроницаемость оболочки обеспечивается применением щелевой взрывозащиты.
Взрывонепроницаемость ввода кабелей и проводов достигается путём уплотнения эластичными и резиновыми кольцами.
Требования к взрывонепроницаемым соединениям согласно п. 5 ГОСТ Р 51330.1.
1.5 Требования к конструкции
1.5.1 Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15150, ГОСТ 15963 ,ГОСТ 17412 и ГОСТ 15543.1.
1.5.2 Конструктивное исполнение по способу монтажа по ГОСТ 2479 должно быть IМ1081 – на лапах с двумя подшипниковыми щитами или IМ2081 – на лапах, с фланцем на щите и IМ3081 – с фланцем на щите ,без лап.
1.5.3 Двигатель должен охлаждаться вентилятором , расположенным в камере, образованной щитом и кожухом вентилятора. Способ - охлаждения по ГОСТ 20459.
1.5.4 Двигатели должны изготавливаться с одним выступающим цилиндрическим концом вала по ГОСТ 12080 и поставляться комплектно со шпонкой по ГОСТ 23360.
1.5.5 Класс нагревостойкости изоляции должен быть не ниже F по ГОСТ 8865.
1.5.6 Группа условий эксплуатации двигателей в части воздействия механических факторов внешней среды – М1 по ГОСТ 17516.1.
1.5.7 Степень защиты двигателей и коробок вводов должна быть не ниже IР54, степень защиты кожухов вентиляторов не ниже IР20 по ГОСТ 17494.
1.5.8 Требования к лакокрасочным покрытиям наружных поверхностей двигателей по ГОСТ 9.032.
Требования к металлическим покрытиям по ГОСТ 9.301.Выбор покрытий по ГОСТ 9.303.
1.5.9 Двигатели без повреждений и остаточных деформаций должны выдерживать в течение 2 мин превышение частоты вращения на 20 % сверх номинальной.
1.5.10 Двигатели при тепловом равновесии должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать 50 % перегрузку по току в течение 1 мин.
1.5.11 Напряжение трогания двигателей при нижнем значении температуры при эксплуатации должно быть не более 0,8 номинального напряжения.
1.5.12 В двигателях климатического исполнения Т должны применяться материалы и комплектующие соответствующие требованиям ГОСТ 15963.Для двигателей исполнения У - в соответствии с ГОСТ 17412.
1.5.13 Двигатели должны иметь следующие показатели надежности:
- наработка на отказ – 40000 ч;
- средний ресурс до первого капитального ремонта –10;
- полный службы до списания –20 лет.
- коэффициент готовности 0,98
1.5.14 В процессе эксплуатации конструкция двигателей должна обеспечивать возможность проведения текущих ремонтов и профилактических осмотров. Периодичность указанных мероприятий и объем ремонта должны быть указаны в техническом описании на двигатели.
1.5.15 Двигатели должны быть ремонтопригодными.
1.6 Комплектность
1.6.1 В комплект поставки двигателей входят:
- двигатель, шт – 1;
- паспорт или этикетка, экз. – 1;
- техническое описание и инструкция по эксплуатации.
Примечание – Техническое описание и инструкция по эксплуатации
поставляется по отдельному договору.
1.7 Маркировка
1.7.1 На корпусе каждого двигателя должна быть укреплена табличка, на которой указаны данные по ГОСТ 18620, ГОСТ Р 51330.0.
1.7.2 Маркировка табличек должна быть стойкой к воздействию механических и климатических внешних воздействующих факторов.
1.7.3 На каждом двигателе должна быть нанесена маркировка уровня и вида взрывозащиты.
1.7.4 На деталях взрывозащитных оболочек двигателей должно быть клеймо гидравлических испытаний (ГИ).
1.7.5 Выводные провода обмотки статора должны иметь маркировку по ГОСТ 26772.
1.7.6 Транспортная маркировка груза на ярлыках по ГОСТ 14192.
1.7.7 Маркировка транспортной тары по ГОСТ 14192.
1.8 Упаковка
1.8.1 Упаковка и консервация двигателей – по ГОСТ 23216 для условий хранения, транспортирования и допустимых сроков сохраняемости, указанных в разделе 5 настоящих технических условий.
1.8.2 Упаковка двигателей (в том числе транспортная тара) должны быть исполнения по механической прочности и категории упаковки КУ-1 по защите от воздействия климатических факторов (последняя включает транспортную тару по степени защиты от климатического воздействия варианта ТЭ-1 и внутреннюю упаковку варианта ВУ-1).
1.8.3 Если условия хранения и транспортирования заказчиком не оговорены, то упаковка двигателей должна быть исполнения Л по механической прочности и категории КУ-0 по защите от воздействия климатических факторов (последняя включает транспортную тару) по степени защиты от климатического воздействия в сочетании с внутренней упаковкой по вариантам – ТЭ-1/ВУ-0 и ТК/ВУ-0.
1.8.4 Упаковка технической документации по ГОСТ 23216.
1.8.5 Выбор противокоррозионных смазок и консервация поверхностей взрывозащитных соединений должны производиться в соответствии с РД 16 14.938.
Выбор консервационных смазок и метод консервации для остальных поверхностей (выступающего конца вала, резьбовых и привалочных соединений) должен производиться по ГОСТ 23216. В качестве консервационной смазки допускается применять смазку, используемую для подшипниковых узлов или взрывозащитных поверхностей.
1.8.6 Двигатель, упакованный в тару завода – изготовителя, должен выдерживать транспортировку по различным видам дорог, а также перевозку всеми видами транспорта без ограничения расстояния и скорости с сохранением всех эксплуатационных характеристик.
Примечание - При условии хранения и транспортирования двигателей, упакованных по варианту ТК/ВУ-0 (в картонной коробке), складирование ящиков допускается не более чем в 5 ярусов.
8 ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
- Изготовитель гарантирует соответствие оборудования требованиям ТУ при соблюдении правил и условий эксплуатации, хранения и транспортирования. При этом монтаж и ввод в эксплуатацию двигателя должен осуществляться с привлечением специалистов предприятий разработчика, изготовителя или специализированной организации, уполномоченной разработчиком или изготовителем на выполнение указанных работ.
- Гарантийный срок эксплуатации – 2 года со дня начала, но не более 3 лет с момента отгрузки двигателя с предприятия-изготовителя.
- Предприятие изготовитель обеспечивает в течение гарантийного срока эксплуатации безвозмездный ремонт оборудования, а по истечению гарантийного срока по договору.