Введение
Настоящие технические условия (ТУ) распространяются на эвакуаторные установки для грузовых автомобилей и автобусов (далее по тексту - установки, продукция, изделия), предназначенные для установки на автомобили МАЗ, КАМАЗ и эвакуации грузовых автомобилей, автобусов методом частичной погрузки, в том числе за задний мост, либо на жесткой сцепке.
Автоэвакуаторы выпускаются следующих моделей:
- эвакуаторная установка на базе МАЗ,
- эвакуаторная установка на базе КАМАЗ-6520,
- эвакуаторная установка на базе КАМАЗ-65117.
- эвакуаторная установка на базе КАМАЗ-6560,
- эвакуаторная установка на базе КАМАЗ-6540,
- эвакуаторная установка на базе КАМАЗ-65201,
- эвакуаторная установка на базе КАМАЗ-65225,
- эвакуаторная установка на базе КАМАЗ-65224,
- эвакуаторная установка на базе SKANIA.
Пример записи изделия при заказе:
«Эвакуаторная установка на базе КАМАЗ-65117. ТУ 28.22.18-002-02116652-2017».
Настоящие технические условия разработаны в соответствии с ГОСТ 2.114.
Перечень ссылочной документации приведен в Приложении А.
1 Технические требования
1Основные параметры и характеристики
1.1Эвакуаторные установки должны соответствовать требованиям настоящих технических условий и изготавливаться по конструкторской документации и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2Изготовление установокдолжно осуществляться средствами, обеспечивающими качественное проведение работ.
1.3Производитель вправе без предварительного оповещения вносить в конструкцию изделий изменения, не ухудшающие их эксплуатационные характеристики.
- 1.4Основные характеристики установок приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики | Значение для установки на базе | ||||||||
МАЗ | КАМАЗ | SKANIA | |||||||
6520 | 65117 | 6560 | 6540 | 65201 | 65224 | 65225 | |||
Грузоподъемность на траверсе, кг, не более | 10000 | 10000 | 10000 | 10000 | 10000 | 10000 | 8000 | 8000 | 10000 |
Вылет основной стрелы, м | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Высота подъема, м | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Угол поворота траверса, град | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 |
Вылет верхней стрелы, м | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 |
Рабочий ход подхвата, мм | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 |
Грузоподъемность верхней стрелы, кг | 4000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 |
Тяговое усилие лебедки, кг, не менее | 8200 | 8200 | 8200 | 15000 | 15000 | 15000 | 8200 | 8200 | 8200 |
Угол поворота верхней стрелы, град | 10 | ||||||||
Управление | гидравлическое, ручное | да | да | да | да | да | да | ||
Привод механизмов | гидравлический | ||||||||
Габариты автомобиля, мм - длина - высота - ширина |
8200 3400 2500 |
8890 3330 2500 |
8890 3340 2500 |
10400 3400 2500 |
9200 3150 2500 |
9200 3150 2500 |
9400 3150 2500 |
9400 3150 2500 |
9200 3150 2500 |
Снаряженная масса эвакуатора автомобиля, кг | 18000 | 23905 | 21000 | 27000 | 25500 | 25500 | 19025 | 22900 | 25500 |
Рабочее давление, МПа | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Способ установки на автомобиль | на раме за кабиной | ||||||||
Тип автомобиля | дизельный трехосный | дизельный четырехосный | дизельный трехосный | дизельный четырехосный | |||||
Тип кабины | цельнометаллическая | ||||||||
Колесная формула | 6х4 | 6х4 | 6х4 | 8х8 | 8х8 | 8х4 | 6х6 | 6х6 | 8х8 |
Размер шин | 1200R20 | 11.00R20 | |||||||
Максимальная скорость движения при буксировке, км/ч, не более | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Задние аутригеры | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
Съемный фаркоп | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
Жесткая сцепка | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
Приспособление для эвакуации малотоннажных автомобилей и автобусов с задним расположением двигателя | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
1.5Требования надежности
1.5.1Средний ресурс установок до капитального ремонта - не менее 5 лет.
1.6Требования стойкости к внешним воздействиям
1.6.1Климатическое исполнение установок должно соответствовать исполнению по ГОСТ 15150. По требованию потребителя (заказчика) допускается изготавливать установки в других климатических исполнениях.
1.6.2Внешний вид, цвет и качество поверхностей оборудования и его составных частей должны соответствовать требованиям конструкторской документации, рабочим чертежам и образцам-эталонам, утвержденным в установленном порядке.
1.6.3Технические требования к окрашиванию - по ГОСТ 7593.
1.6.4Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей должны допускать возможность окрашивания (перекрашивания) лакокрасочными материалами с естественным высыханием, механизированную мойку направленной струей воды под давлением до 14,7 МПа (1,5 кгс/см2), а также должны быть стойкими к возгоранию и воздействию топливо-смазочных материалов (далее - ТСМ).
1.6.5Материалы, применяемые при изготовлении установок, должны быть стойкими к возгоранию и воздействию воды и ТСМ в случаях рабочего контакта с ними.
1.6.6Установки должны быть рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении.
1.7Требования эргономики
1.7.1Органы управления установкой должны быть снабжены четкими надписями, схемами и символами.
1.7.2Уровень шума при работе установки не должен превышать значений, установленных в ГОСТ Р 51616.
1.8Требования технологичности
1.8.1Конструкция и компоновка сборочных единиц установок должны обеспечивать удобство и простоту диагностирования, технического обслуживания и ремонта.
1.8.2Количество видов технического обслуживания (далее - ТО) при эксплуатации установок должно быть не более двух - ежедневное и периодическое с контролем технического состояния.
1.9Конструктивные требования
1.9.1Конструктивно установка на базе КаМАЗ состоит из следующих основных сборочных единиц:
- установленная платформа;
- базовый автомобиль КаМАЗ;
- промежуточная рама (подрамник), к которой крепится установка;
- платформа жестко соединена с рамой базового автомобиля 16-ю стяжными болтами и четырьмя стремянками;
- гидропривод установки с размещением гидронасоса на коробке отбора мощности базового автомобиля.
Конструктивно установка на базе КАМАЗ-6520 состоит из следующих основных сборочных единиц:
- базовый автомобиль КАМАЗ-6520;
- основная стрела подъема транспортного средства (частичная);
- траверса (расположена на задней части автомобиля);
- приспособления для подъема автобусов: Икарус, ЛиАЗ, МАЗ, ПАЗ и др. и грузовых автомобилей отечественных и импортных производителей;
- верхняя стрела подъема транспортного средства;
- лебедка гидравлическая;
- упоры;
- противовес передний, задний;
- гидропривод рабочих органов эвакуаторной установки состоит из поршневого насоса с приводом от коробки отбора мощности, установленной на КПП базового шасси.
1.9.2Разрушение проушин для дополнительной увязки канатами (тросами) перевозимых автомобилей и машин не допускается.
1.9.3Опорные устройства и фиксаторы крепления опор в транспортном положении должны быть работоспособны.
1.9.4Разрушение предохранительного бортика и упоров для фиксации перевозимых автомобилей на платформе установки не допускается.
1.9.5Конструкцией должна быть предусмотрена возможность установки механизма отбора мощности.
1.9.6Устройство для сцепки должно быть снабжено гидроприводом. Гидронасос должен быть размещен на коробке отбора мощности базового автомобиля.
1.9.7Электрооборудование, внешнее освещение и светосигнальное оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52230, ГОСТ Р 41.65, ГОСТ Р 41.7.
1.9.8Номенклатура, цвет и расположение внешних световых приборов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.48.
1.9.9Установки должны быть оборудованы проблесковыми маячками оранжевого цвета. Проблесковые маячки должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН N 65-00.
1.9.10Конструкция устновок должна обеспечивать необходимый запас прочности и быть рассчитанной на восприятие постоянных, длительных и кратковременных нагрузок и их сочетаний.
1.9.11Крепежные детали должны быть надежно предохранены от самопроизвольного раскрепления и рассоединения.
2Требования к материалам
2.1Материалы и комплектующие изделия, применяемые для производства продукции, должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов.
2.2Качество и основные характеристики материалов, деталей и компонентов должны подтверждаться документами о качестве или сертификатами соответствия, выданными в установленном порядке.
2.3При отсутствии документов о качестве на конкретный материал и изделия все необходимые испытания должны быть проведены при изготовлении изделий.
2.4Транспортирование и хранение материалов должны проводиться в условиях, обеспечивающих сохранность от повреждений, а также исключающих возможность подмены.
2.5Перед использованием материалы и компоненты должны пройти входной контроль в соответствии с порядком, установленным на предприятии-изготовителе, исходя из требований ГОСТ 24297.
3Комплектность
3.1Комплектность поставки изделий должна соответствовать конструкторской документации и условиям заказа.
3.2В состав поставки каждого изделия должны входить эксплуатационные документы по ГОСТ 2.601.
3.3В комплект поставки автоэвакуатора должны входить:
- паспорт;
- руководство по эксплуатации;
- руководство по эксплуатации на базовое шасси;
- подхват колесный;
- траверса;
- сервисная книжка;
- ведомость комплектации;
- запасное колесо;
- комплект водительского инструмента и принадлежностей, обеспечивающих проведение технического обслуживания и ремонта согласно РЭ;
- огнетушитель;
- знак аварийной остановки по ГОСТ Р 41.27 или красный фонарь, работающий в проблесковом режиме (90±30 проблесков в минуту);
- противооткатные упоры.
4Маркировка
4.1Маркировка должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51980.
4.2Маркировка должна быть четкой и легко читаемой.
5Упаковка
5.1Техническая документация должна упаковываться в пакет из полиэтилена по ГОСТ 10354 и укладываться вместе с ЗИП в ящик из картона.
5.2Допускаются по согласованию с потребителем другие материалы и способы упаковывания, не ухудшающие товарный вид изделий в процессах транспортирования и хранения.
2 Требования безопасности
1Эвакуаторные установки должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящих технических условий, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2Устройства сцепки должны иметь надежную блокировку запоров, обеспечивающую безопасность при перевозке эвакуируемых машин.
3Наружные выступы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.61 и ГОСТ Р 41.26.
4Конструкцией системы смазки, пневмо- и гидросистемы должно быть предусмотрено исключение подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости.
5Конструкцией должна быть обеспечена безопасность обслуживающего персонала при навеске и сцепке эвакуируемых машин.
3 Требования защиты окружающей среды
1Уровень внешнего шума установки в работе должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.51.
2Выбрасывание и вытекание смазки, охлаждающей и других жидкостей из любого узла или через соединения не допускаются.
3Изделия и материалы, используемые при изготовлении установок, не должны представлять опасности для жизни, здоровья людей и окружающей среды, как в процессе эксплуатации, так и после окончания срока эксплуатации и подлежать утилизации обычным для подобной продукции порядком.
4По истечении срока службы изделия утилизируются путем разборки.
5Утилизация отходов материалов – согласно СанПиН 2.1.7.1322-03.
6Допускается утилизацию отходов материалов осуществлять на договорной основе с организацией, имеющей лицензию на утилизацию отходов.
4 Правила приёмки
1Для проверки соответствия изделий требованиям настоящих ТУ должны производиться следующие контрольные испытания:
- приемо-сдаточные;
- периодические;
- типовые.
2Приемо-сдаточным испытаниям должна подвергаться каждое изделие каждого типа.
2.1Контролируемые параметры при осуществлении приемо-сдаточных испытаний:
- проверка внешнего вида, соответствия рабочим чертежам, качества сборки и покрытий;
- проверка работоспособности;
- качество комплектности, маркировки, упаковки.
2.2При несоответствии требованиям хотя бы по одному показателю изделие бракуется. По отбракованным изделиям необходимо принять возможные меры по устранению дефектов.
3Контролируемые параметры при осуществлении периодических испытаний:
- измерение параметров и характеристик (габаритные, присоединительные и установочные размеры, масса);
- функциональные испытания;
- показатели надежности;
- грузоподъемность;
- уровень шума;
- проверка электрооборудования.
3.1Периодические испытания проводятся не реже одного раза каждые шесть месяцев, не менее чем на двух установках каждого типа, прошедших приемо-сдаточные испытания.
3.2При неудовлетворительных результатах приемку изделий прекращают до выяснения причин дефектов.
4Типовые испытания осуществляют при изменении конструкции и конструктивных параметров изделий, материалов, составных частей или технологии их изготовления, а также – при внедрении в производство новых модификаций.
4.1При типовых испытаниях осуществляется контроль по всем параметрам.
5 Методы контроля
1Цвет, внешний вид, правильность сборки, отсутствие повреждений их соответствие рабочей документации определяют визуально при дневном рассеянном освещении.
2Контроль качества защитных покрытий по ГОСТ 7593.
3Для подтверждения проверяемых размеров должен использоваться универсальный измерительный инструмент, соответствующий требованиям НТД. При контроле проверяют наружные габаритные размеры.Контроль размеров изделия проводят штангенциркулем по ГОСТ 166, линейкой поГОСТ 427или другим измерительным инструментом, обеспечивающим точность измерения.
4Для измерения массы следует применять весы общего назначения. Допускается массу изделий определять путем измерения массы отдельных элементов с последующим суммированием.
5Уровень шума контролируют по ГОСТ Р 51616.
6Работоспособность проверяют путем включения и проведения полного цикла погрузки, перевозки и разгрузки. Работоспособность со сменными рабочими органами проверяют трехкратным включением-выключением рычагов управления рабочими органами.
7Грузоподъемность и функциональные испытания проводят по программе испытаний Производителя.
8Проверку показателей надежности проводят на основе анализа данных подконтрольной эксплуатации.
9Качество комплектности, маркировки, упаковки проверяют визуально.
10Проверка основных материалов, применяемых при изготовлении, на соответствие их требованиям стандартам и техническим условиям должна проводиться по методам, установленным заводом-изготовителем при входном контроле.
6 Транспортирование и хранение
1Установки должны быть приспособлены для транспортирования железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным (в негерметичных отсеках самолетов и вертолетов) транспортом с учетом соответствующих правил перевозки грузов, действующих на этих видах транспорта, и иметь подготовленные места для крепления при транспортировании, погрузке и разгрузке.
2Способ установки на транспортирующее средство должен исключать их перемещение.
7 Указания по эксплуатации
1При ремонте, эксплуатации и утилизации следует руководствоваться эксплуатационной документацией на изделия.
2Подготовка к эксплуатации и эксплуатация установок должны осуществляться в соответствии с РЭ.
3К управлению установкой и ее обслуживанию допускаются лица, прошедшие надлежащее обучение и аттестацию, имеющие удостоверение соответствующего образца.
4Конструктивное исполнение установки должно обеспечивать удобство уборочно-моечных работ, в том числе механическим способом.
8 Гарантии изготовителя
1Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие эвакуаторных установок настоящим техническим условия и при соблюдении правил эксплуатации, хранения и транспортирования.
2Гарантийный срок и гарантийную наработку исчисляют со дня отгрузки с предприятия-изготовителя.
3Гарантийный срок эксплуатации - не менее 1 года.
Приложение А
(информационное)
Перечень документов на которые даны ссылки
ГОСТ Р 41.7-99 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения передних габаритных огней, задних габаритных (боковых) огней, сигналов торможения и контурных огней механических транспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов |
ГОСТ Р 41.26-2001 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их наружных выступов |
ГОСТ Р 41.27-2001 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения предупреждающих треугольников |
ГОСТ Р 41.48-2004 |
Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации |
ГОСТ Р 41.51-2004 |
Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом |
ГОСТ Р 41.61-2001 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств в отношении их наружных выступов, расположенных перед задней панелью кабины водителя |
ГОСТ Р 41.65-99 (Правила ЕЭК ООН N 65) | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения специальных предупреждающих огней для автотранспортных средств |
ГОСТ Р 51616-2000 |
Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний |
ГОСТ Р 51980-2002 | Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования |
ГОСТ Р 52230-2004 |
Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия |
ГОСТ 2.114-2016 | ЕСКД. Технические условия |
ГОСТ 2.601-2013 | Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы |
ГОСТ 166-89 |
Штангенциркули. Технические условия |
ГОСТ 427-75 |
Линейки измерительные металлические. Технические условия |
ГОСТ 7593-80 |
Покрытия лакокрасочные грузовых автомобилей. Технические требования |
ГОСТ 10354-82 | Пленка полиэтиленовая. Технические условия |
ГОСТ 14192-96 | Маркировка грузов |
ГОСТ 15150-69 |
Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды |
ГОСТ 24297-2013 | Входной контроль продукции. Основные положения |
Лист регистрации изменений
Изм. | Номера листов (страниц) |
Всего листов(страниц) в докум. |
№ докум. |
Входящий № сопроводительногодокум. и дата |
Подп. |
Дата |
|||
измененных |
замененных |
новых |
аннулированных |
||||||