Введение
Настоящие технические условия распространяются на знаки дорожные (далее по тексту- знаки, изделие), предназначенные для информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения на автомобильных дорогах общего пользования, дорогах и улицах городских и сельских поселениях.
Знак дорожный – техническое средство организации дорожного движения с обозначениями и/или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов. Знак состоит из основы, лицевой поверхности с нанесенным изображением, элементов жесткости, защитной кромки и крепежных деталей.
Знаки выпускаются в климатических исполнениях У и ХЛ, категории размещения 1 по ГОСТ 15150.
Примеры записи продукции в других документах и (или) при заказе:
«Знак дорожный 2б-III, ТУ 25.99.29-001-14334006-2017».
Перечень документов, на которые даны ссылки в настоящих технических условиях, приведен в Приложении Б
Чертежи общего вида продукции указаны в приложении А.
1 Технические требования
1Основные параметры и размеры
1.1Знаки должны соответствовать требованиям настоящих технических условий, ГОСТ 32945 и комплекту конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2Геометрические параметры знаков, не нормируемые настоящими техническими условиями, должны соответствовать указанным в рабочих чертежах.
1.3Элементы знаков, выполненных из черных металлов, должны быть защищены антикоррозионным покрытием, нанесенным методом горячего цинкования. Толщина слоя цинкового покрытия - не менее 20 мкм.
1.4На поверхностях элементов знаков, защищенных методом горячего цинкования, не должно быть механических повреждений, заусенцев, искривлений, следов коррозии.
1.5Сцепление горячего цинкового покрытия с элементами знака должно быть удовлетворительным.
1.6Основа, элементы жесткости, защитная кромка и крепежные детали знака (далее - конструкция знака) должны обеспечивать отсутствие деформаций в результате воздействия расчетной ветровой нагрузки величиной 0,4 кН/м. После проведения испытания конструкция знака не должна разрушиться, а максимальное временное отклонение не должно составлять более 25 мм/м.
1.7Конструкция знака должна обеспечивать отсутствие деформаций в результате воздействия динамической нагрузки величиной 1,5 кН/мпри снегоуборке. После проведения испытания конструкция знака не должна разрушиться, а максимальное временное отклонение не должно составлять более 25 мм/м.
1.8Конструкция знака должна обеспечивать отсутствие деформаций в результате воздействия вертикальной и горизонтальной точечной нагрузки 0,15 кН. После проведения испытания конструкция знака не должна разрушиться, а максимальное временное отклонение должно составлять не более 25 мм/м.
1.9Линейные размеры изображений знаков должны соответствовать требованиям настоящих технических условий при максимальных отклонениях, не превышающих указанных в таблице 1.
Таблица 1
Линейный размер изображения знака | Допустимое отклонение |
Менее 50 включ. | 1 |
Св. 50 до 100 | ±2 |
От 100 до 500 | ±3 |
От 500 до 1 000 | ±4 |
От 1 000 до 1 500 | ±5 |
От 1 500 до 2 000 | ±6 |
От 2000 до 2 500 | ±7 |
От 2 500 до 3200 | ±9 |
Свыше 3200 | ± 10 |
1.10Отклонение угловых размеров изображений знаков не должно превышать 2°.
1.11Линейные размеры основы знака должны повторять конфигурацию изображения и не должны превышать 3% от линейных размеров изображения.
1.12Световозвращающий материал изображений световозвращающих знаков должен соответствовать требованиям п. 6.1.ГОСТ 32945.
1.13Элементы изображений черного цвета световозвращающих знаков не должны обладать световозвращающим эффектом.
1.14Допускается изготавливать знаки как с односторонним, так и с двусторонним изображением.
1.15Допускается изготавливать изображения знаков из нескольких частей световозвращающего материала:
- для знаков стандартной формы - не более чем из двух частей световозвращающего материала одного цвета;
- для знаков индивидуального проектирования должно быть не более одного стыка световозвращающего материала одного цвета на 1 мизображения.
Соединение должно быть встык - без нахлеста. Зазор между листами световозвращающего материала должен быть не более 1 мм.
1.16Классификация дорожных знаков
1.1.16.1 По информационно-смысловому содержанию знаки подразделяют по группам в соответствии сПравилами дорожного движениягосударств ЕАСС (ПДД).
1.1.16.2 В зависимости от расположения в группе каждому знаку присвоен номер, состоящий из цифр, разделенных точкой, которые обозначают:
- первое число - номер группы, к которой принадлежит знак;
- второе число - порядковый номер знака в группе;
- третье число - порядковый номер разновидности знака (при наличии).
1.1.16.3 В зависимости от изменяемости формы знаки подразделяются на:
- знаки стандартной формы;
- знаки индивидуального проектирования.
1.1.16.4 В зависимости от формы и цвета знаки стандартной формы классифицируют на виды 1а-26 в соответствии с рисунком А.1 (приложение А) ГОСТ 32945.
1.1.16.5 В зависимости от наименования дорожные знаки индивидуального проектирования разделяют на виды 27-40:
- вид 27: "Предварительный указатель направлений";
- вид 28: "Предварительный указатель направления";
- вид 29: "Указатель направления";
- вид 30: "Указатель направлений";
- вид 31: "Начало населенного пункта";
- вид 32: "Конец населенного пункта";
- вид 33: "Начало границы населенного пункта";
- вид 34: "Конец границы населенного пункта";
- вид 35: "Наименование объекта";
- вид 36: "Указатель расстояний";
- вид 37: "Номер дороги";
- вид 38: "Номер маршрута";
- вид 39: "Номер и направление дороги";
- вид 40: "Схема объезда".
1.17Компоновочные размеры знаков и надписей на них определяются высотой прописной буквы h, которая в зависимости от места установки знака выбирается из ряда 75.100.150. 200, 300. 400 мм и более — кратно 100 мм.
При этом длина надписи рассчитывается путем суммирования ширины литерных площадок букв, цифр или знаков препинания с вычетом левого полупробела первой буквы и правого полупробела последней буквы, цифры или знака препинания. Величина полупробелов определяется как минимальное расстояние от края литерной площадки до буквы, цифры или знака препинания.
1.18Фон знаков видов 27 и 28. предназначенных для установки на автомагистралях зеленого цвета; на других дорогах вне населенных пунктов — синего цвета: в населенных пунктах — белою цвета.
На знаках видов 27 и 28 с фоном белою цвета надпись, содержащая названия других населенных пунктов или объектов, движение к которым должно осуществляться по автомагистрали или другой дороге (не автомагистрали), выполняется на вставке с фоном зеленого или синего цвета соответственно.
На знаках с фоном синего цвета надпись, содержащая названия населенных пунктов или объектов, движение к которым осуществляется по автомагистрали или которые находятся в граничащем населенном пункте, должна быть выполнена на вставке с фоном зеленого или белого цвета соответственно. Фон знаков видов 27 и 28. устанавливаемых в населенном пункте, на которых указаны только наименования населенных пунктов или объектов, движение к которым осуществляется по дорогам, не относящимся к автомагистралям, выполняется синего цвета.
1.19Фон знаков вида 29 и части знаков вида 30:
¾ зеленого цвета, если движение к указанным на них населенным пунктам или объектам осуществляется по автомагистрали;
¾ синего цвета, если движение осуществляется по другим дорогам;
¾ белого цвета, если указанные объекты расположены в населенном пункте.
1.20При указании одного направления знаки вида 29 (части знаков вида 30), выполненные на фоне разных цветов, размещаются в следующей последовательности (сверху вниз): зеленый, синий, белый. Фон знаков видов 31 и 32 белого цвета. Фон знаков видов 33 и 34. предназначенных для установки на автомагистралях зеленого цвета, а на всех остальных дорогах, включая и дороги в населенных пунктах— синего цвета.
1.21Фон знаков вида 35. предназначенных для установки на автомобильных дорогах вне населенных пунктов для обозначения объектов по маршруту следования синего цвета, в населенных пунктах для обозначения названия улицы, театра, музея и т. л. — белого цвета. Фон знаков видов 37 — 39. обозначающих номера автомобильных дорог с буквой «Е» зеленого цвета, номера с буквами «М» и «Р» — красного цвета, номера с любой другой буквой — белою цвета. Фон знаков видов 37 и 38 для указания номера дороги (маршрута), отличающейся от той. на которой установлен знак - синего цвета.
1.22Фон знаков вида 40 желтого цвета независимо от места установки. Туристические символы на знаках располагаются на фоне коричневого цвета. Символы и надписи на знаках с фоном зеленого или синего цвета белого цвета, с фоном белого или желтого цвета — черного цвета.
1.23Символы и надписи на вставках с фоном зеленого, синего или красного цвета белого цвета, с фоном белого или желтого цвета — черного цвета. Внешняя кайма знаков индивидуального проектирования белого цвета. Внутренняя кайма знаков с фоном белого или желтого цвета черного цвета, знаков видов 37—39 с фоном белого цвета — красного цвета. Ширина внешней каймы знаков с фоном синего, зеленого и красного цветов равна 0.12 hn, знаков с фоном белого и желтого цветов — 0,06 hn. Ширина внутренней каймы знаков с фоном белого и желтого цветов составляет 0.12 hn. Внутренний радиус закругления внешней каймы 0.3 ' hn, внутренний радиус внутренней каймы — 0,18 hn. На знаке вида 30 ширина линии, разделяющей части знака, относящиеся к разным направлениям, составляет 0.1 hn. Части знака с фоном белого и синего (или зеленого) цветов не разделяются линией.
1.24В зависимости от интенсивности световозвращения и структуры оптической системы выделяют следующие классы световозвращающих материалов:
¾ класс I — материал со средней интенсивностью световозвращения;
¾ класс I а — материал, имеющий оптическую систему из сферических линз;
¾ класс I б — материал, имеющий оптическую систему из микропризм;
¾ класс II — материал с высокой интенсивностью световозвращения;
¾ класс II а — материал, имеющий оптическую систему из сферических линз;
¾ класс II б — материал, имеющий оптическую систему из микропризм;
¾ класс III — материал с очень высокой интенсивностью световозвращения. имеющий оптическую систему из микропризм.
1.25В зависимости от цвета выделяют следующие виды световозвращающих материалов:
- белый (б);
- желтый (ж);
- красный (кр);
- зеленый (э з);
- синий (с);
- оранжевый (ор);
- коричневый (к);
- желто-зеленый (жз).
1.26В зависимости от наличия свойства флуоресценции выделяют следующие виды световозвращающих материалов III класса:
- с флуоресценцией (ф);
- без флуоресценции.
1.1.27 Значения параметров, наносимых на знаки стандартной формы, должны выбираться из значений, приведенных в таблице 2.
Наименование знака | Наименование параметра | Значение параметра |
«Крутой спуск», «Крутой подъем» | Уклон | Кратное 1 % |
«Движение грузовых автомобилей запрещено», «Ограничение максимальной массы», «Ограничение полной массы», «Ограничение разрешенной массы» | Масса | 2, 4, 8, 10, 15, 20, 25 т |
«Ограничение массы» | 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 15; 18; 20 т и далее кратное 5 т | |
«Ограничение массы, приходящейся на ось транс портного средства» | 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 5; 6; 7; 8; 9; Ю т | |
«Ограничение нагрузки на ось» | Сила тяжести | 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11 тс* |
«Ограничение высоты», «Ограничение ширины» | Линейные размеры | Кратное 0,1 м |
«Ограничение длины» | Кратное 1,0 м | |
«Ограничение минимальной дистанции», «Зона для разворота», «Расстояние до объекта» (вид 9) | 10, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100, 120, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 500, 600, 700, 800, 900 м, в диапазоне от 1 до 10 км, кратное 0,1 км, 10 км и более, кратное 1,0 км | |
«Обгон запрещен», «Ограничение максимальной скорости», «Конец зоны ограничения максимальной скорости», «Ограничение минимальной скорости», «Конец зоны ограничения минимальной скорости», «Рекомендуемая скорость» | Скорость | Кратное 10 км/ч (размерность не указывается) |
«Остановочный пункт экспресс-маршрута», «Место стоянки такси» | Количество транспортных средств, которым разрешено одно временно находиться на остановочном пункте | Кратное 1 транспортному средству |
«Дни недели», «Время действия» | Время | Дни недели |
«Время действия» | Время суток, кратное 30 мин (23.00,23.30, 24.00, 0.30 и т. д.) | |
«Ограничение продолжительности стоянки» | 5 мин, 10 мин, 30 мин, 1 ч, 2 ч и более, кратное 1 ч | |
* Значение параметра «Сила тяжести» равно 14,7; 19,6; 24,5; 29,4; 34,3; 39,2; 49,1; 58,9; 68,7; 78,5; 88,3; 98,1; 107,9 кН соответственно |
1.1.28 Надписи на знаках (буквы, цифры, знаки препинания и диакритические знаки) должны выполняться шрифтом в соответствии с приложением Б ГОСТ 32945.
1.1.29 Направление стрелок на знаках должно соответствовать реальной планировке, требуемым направлениям движения и реальной схеме организации движения.
1.1.30 На знаках стандартной формы надписи должны быть приведены на языках в соответствии с таблицей 3.
Наименование знака | Язык надписи для стран | ||
Республика Беларусь | Республика Казахстан | Российская Федерация | |
«Опасность», «Таможня» | Бел | Каз, анг | Рус, анг |
«Достопримечательность» | Бел | - | - |
«Место стоянки такси», «Место стоянки легковых такси» | Бел | Рус | Рус |
«Направление объезда» | Бел | Рус, Каз | Рус |
«Милиция», «Полиция», «ГАИ», «Пост дорожно-патрульной службы», «Пункт контроля автомобильных перевозок», «Пункт контроля международных автомобильных перевозок» | Бел | - | Рус |
«Дни недели», «Время действия» | Бел | Каз, рус | Рус |
«Ограничение продолжительности стоянки» | Бел | Рус | Рус |
«Стоп», «Класс опасного груза» | Анг | Каз, рус | Рус |
«Экстренная помощь» | Анг | - | - |
«Контроль», «Общие ограничения максимальной скорости» | - | - | Рус, анг |
«Зона приема радиостанции, передающей информацию о дорож ном движении», «Зона радиосвязи с аварийными службами», «Тип тележки транспортного средства», «Вид маршрутного транспорт ного средства» | - | - | Рус |
Допускается приводить надписи на национальных языках иных государств ЕАСС |
2Требования к материалам и покупным изделиям
2.1Основы дорожных знаков (площадью до 1,5 м2) производятся из листовой оцинкованной стали 0,8-1мм, с двойной отбортовкой на прямых участках для треугольных, квадратных и прямоугольных знаков и по всей окружности для круглых знаков.
2.2На основе дорожного знака располагаются элементы креплений дорожных знаков (по 2 крепления на одну основу, располагающихся по центру в нижней и верхней части основы) одного из 3 видов:
- Т-образное крепление, состоящее из планки (лист оцинкованный толщиной 1-1,5 мм), выполняющей функции дополнительного ребра жесткости, и язычка (лист оцинкованный толщиной 2 мм) спаянных между собой и к основе точечной сваркой (для монтажа хомутами и/или бандажной лентой);
- Язычек из листа оцинкованного 2 мм спаянный с основой дорожного знака точечной сваркой или заклепками (для монтажа хомутами или бандажной лентой);
- Планка (лист оцинкованный 1-1,5 мм) с технологическими отверстиями (для монтажа универсальным трубным хомутом с зубчиками).
2.3На лицевую сторону основы дорожного знака клеится маска дорожного знака из световозвращающих материалов с нанесенным изображением. Изображение на маску дорожного знака наносится красками методом шелкографии и/или пленками (светофильтрующими или световозвращающими).
2.4Основы дорожных знаков индивидуального проектирования изготавливаются из листа оцинкованного 0,8-1,2 мм, прикрепляемого к раме из конструкционной трубы (20х20, 20х40, 30х30) с помощью саморезов с торца при небольших габаритах, либо к раме из уголка (40х40, 45х45, 50х50, 63х63) с помощью пристрелочных шпилек при больших габаритах.
2.5При больших габаритах знак индивидуального проектирования может состоять из модулей, которые собираются в щит болтами и гайками.
2.6Материалы и комплектующие изделия должны соответствовать действующей нормативной документации и иметь сопроводительные документы, подтверждающие их соответствие стандартам, ТУ и поставляемой документации.
2.7Покупные изделия, входящие в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации, должны иметь сертификат соответствия.
2.8Материалы и комплектующие изделия должны обеспечивать соответствие изделий в целом требованиям настоящих технических условий на протяжении установленного срока службы.
2.9Допускается частичная замена материалов и/или комплектующих изделий, если эта замена не ухудшает качество, безопасность и товарный вид изделий.
3Комплектность
3.1В комплект поставки входят: знаки – в объеме заказа, паспорт – 1 экз. на заказ, крепежные элементы – в необходимом количестве, копия сертификата соответствия на знаки дорожные – 1 экз. на заказ.
4Маркировка
4.1К основе знака на сторону, противоположную лицевой, прикрепляется самоклеящаяся этикетка (площадью не более 100 см2), на которой типографским способом должна быть нанесена маркировка, содержащая следующие данные:
- наименование изготовителя, его товарный знак;
- дату изготовления (месяц, год);
- класс и изготовитель световозвращающего материала (для световозвращающих знаков);
- обозначение настоящих технических условий.
Допускается изготовление этикетки из световозвращающего материала I класса белого или желтого цвета. При этом надпись должна выполняться черным цветом.
Кроме того, на знаках с внутренним освещением необходимо указывать:
-номинальное напряжение, В;
- количество ламп;
- номинальную мощность каждой лампы, Вт.
4.2Маркировка должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на изделие в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте.
4.3Товарный знак предприятия-изготовителя и обозначение настоящих технических условий указываются в эксплуатационной документации.
4.4Транспортная маркировка – по ГОСТ 14192.
5Упаковка
5.1Готовые знаки пакуют в количестве не более 10 шт. в целях упрощения погрузочно-разгрузочных работ.
5.2Готовые знаки должны быть обернуты в упаковочную по ГОСТ 8273или влагонепроницаемую поГОСТ 515бумагу и уложены в дощатые обрешетки по ГОСТ 12082или фанерные ящики поГОСТ 5959.
5.3Конструкция упаковки должна обеспечивать надежную защиту поверхности знаков от повреждений. При необходимости лицевые поверхности знаков должны быть закрыты прокладками. В качестве прокладок для лицевых поверхностей, выполненных из пленок типа А, может быть использована подложка от этой пленки, которую размещают глянцевой стороной к знаку, причем двусторонние знаки должны иметь прокладки с обеих сторон. В качестве прокладок также допускается использование любой плотной бумаги или силиконизированной, используемой в световозвращающей пленке для защиты клеевого слоя.
5.4Техническая и товаросопроводительная документация должна быть упакована в пакет из полиэтиленовой пленки в соответствии с требованиями Технического Регламента Таможенного Союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», или поставляться без упаковки по согласованию с заказчиком.
5.5Транспортная маркировка – по ГОСТ 14192.
2 Требования безопасности
1Знак должен соответствовать требованиям безопасности в течение всего срока его эксплуатации.
2Изделие не должно иметь острых кромок и углов.
3Знак должен обладать достаточной механической прочностью и выдержать воздействия, возможные в течение его эксплуатации.
4При производстве изделий должны соблюдаться следующие правила безопасности.
4.1Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), установленных ГОСТ 12.1.005. Изделия должны изготавливаться в производственных помещениях, оборудованных местной вытяжкой и общеобменной вентиляцией.
4.2Уровень шума на постоянных рабочих местах не должен превышать величин, установленных ГОСТ 12.1.003.
4.3Уровень вибрации на постоянных рабочих местах не должен превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.012.
4.4Потребителю (пользователю) должен быть предоставлен необходимый уровень информации для безопасного применения оборудования по назначению.
3 Требования безопасности окружающей среды
1При изготовлении знаков содержание вредных веществ в воздушной среде должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005.
2Знаки при хранении и эксплуатации не выделяют токсичных веществ, не испускаютвредных излучений и не представляет опасности для окружающей среды, что обеспечивается выбором материалов для его изготовления.
3Конструкция знаков не содержит химически и радиационно-опасных компонентов.
4При производстве с целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений должен быть организован контроль за соблюдением предельно допустимых выбросов по ГОСТ 17.2.3.02.
5По истечении срока службы знаки утилизируются путем разборки в соответствующем приемном пункте переработки электрического и электронного оборудования.
6Нормы ресурсосбережения по ГОСТ Р 55102.
7Утилизация должна осуществляться в соответствии с санитарными правилами СанПин 2.1.7.1322-03.
8Отходы металла должны пакетироваться и храниться на площадке для сбора и временного хранения металлолома до последующей передачи на предприятие по переработке вторичного сырья. Отходы световозвращающей пленки собираются в контейнеры, герметично упаковываются и сдаются на предприятия утилизации бытовых отходов или используются на нужды предприятия.
4 Правила приемки
4.1 Для проверки соответствия изделий требованиям настоящих технических условий и ГОСТ 32946.
Следует проводить входной контроль, приемо - сдаточные, периодические и типовых испытания.
4.2 Входной контроль
4.2.1 Входной контроль заключается в контроле соответствия покупных материалов (световозвращающей пленки, красителей и стали оцинкованной).
4.3 Приемо-сдаточные испытания
4.3.1 Приемо-сдаточным испытанием подвергается каждая партия знаков текущего выпуска. Партией считается количество знаков одной группы и одного типоразмера, выпущенные по одному заказу и с использованием покупных изделий одной поставки.
4.3.2 Проверке на соответствие требованиям настоящего стандарта подвергаются знаки в количестве 10% от всей партии, но не менее 5 штук от партии, методом случайного отбора.
4.3.3 Результаты проверки признаются удовлетворительными, если все выборочные изделия текущей партии соответствуют требованиям настоящих технических условий.
Если в процессе проверки будут обнаружены отклонения от требований, повторная проверка производится на удвоенном количестве знаков.
4.3.4 В случае получения неудовлетворительных результатов хотя бы по одному показателю СТК бракуется вся партия.
4.4. Периодические испытания
4.4.1 Периодические испытания проводятся один раза в 2 года, в аккредитованной лаборатории, на изделиях, прошедших приемо-сдаточные испытания.
Для проведения испытаний из партии знаков случайным образом отбираются знаки в количестве 10% от количества знаков в партии, но не менее 5 штук.
4.4.2 Периодические испытания проводятся с целью проверки соответствия знаков дорожных всем требованиям настоящего стандарта, в том числе в специализированной лаборатории.
4.4.3 При получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания на удвоенном количестве образцов.
4.4.4 В случае получения неудовлетворительных результатов хотя бы по одному показателю СТК бракуется вся партия.
4.5. Типовые испытания
4.5.1 Типовые испытания проводятся во всех случаях, когда в конструкцию или технологию изготовления знака вносятся существенные изменения, влияющие на нормируемые характеристики знаков, например, изменение материала основы знака или марки световозвращающей пленки.
4.5.2 При типовых испытаниях проверяется соответствие знаков всем требованиям настоящих технических условий.
5 Методы испытаний
5.1. Испытания знаков на соответствие требованиям настоящих ТУ проводят при температуре воздуха (20±5)°С и относительной влажности 40%-90%, если в методике испытания не установлено иное.
5.2 Количество образцов для испытания каждого показателя - не менее трех.
5.3 Геометрические параметры знаков определяют поГОСТ 26433.1.
5.4 Толщину горячего цинкового покрытия знаков определяют поГОСТ 9.302.
5.5 Внешний вид горячего цинкового покрытия знаков контролируют внешним осмотром.
5.6 Сцепление горячего цинкового покрытия определяют методом нанесения сетки царапин или методом нагрева поГОСТ 9.307.
5.7 Устойчивость конструкции знака к деформациям в результате воздействия расчетной ветровой нагрузки, динамической нагрузки от снегоуборки, вертикальной и горизонтальной точечной нагрузки проверяют в соответствии с приложением А ГОСТ 32946.
5.8 Отклонение угловых размеров изображений знаков определяют поГОСТ 26433.1.
5.9 Координаты цветностихиуточек пересечения граничных линий цветовых областей, коэффициент яркости и флуоресцентный коэффициент яркости определяют с помощью спектрофотометра с погрешностью измерения ±3%-5%, колориметра с погрешностью измерения ±5% или спектроколориметра с погрешностью измерения ±5% при освещении под углом (45±5)° и измерении под углом (0±5) ° для стандартного источника света DпоГОСТ 7721. Углы измеряются по отношению к перпендикуляру к измеряемой поверхности.
Измерения выполняют в соответствии с инструкциями к приборам.
5.10 Удельный коэффициент световозвращения световозвращающего материала изображения знака определяют в соответствии с приложением Б ГОСТ 32946.
5.11 Ускоренное искусственное старение световозвращающего материала проводят в соответствии с приложением В в течение 2000 ч при параметрах, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Наименование параметра | Лампа с воздушным охлаждением | Лампа с водяным охлаждением |
Цикл: -освещение -распыление воды |
Непрерывное Каждые 2 ч в течении 18 мин |
Непрерывное Каждые 2 часа в течении 18 мин |
Температура | (65±5) °С | (65±5) °С |
Относительная влажность | (50±5) % | (50±5) % |
Плотность потока излучения в диапазоне: - от 300 до 400 нм - от 300 до 800 нм |
(60±6) Вт/м² (550±55) Вт/м² |
(60±6) Вт/м² (630±63) Вт/м² |
Примечание – вода, используемая для распыления на образец, должна содержать не более 1 мг/дм³ |
5.12 Адгезию световозвращающего материала и несветовозвращающего материала черного цвета к основе знака определяют в соответствии с приложением Г ГОСТ 32946.
5.13 Устойчивость световозвращающего материала к воздействию ударной нагрузки определяют в соответствии с приложением Д, ГОСТ 32946.
5.14 Количество частей, из которых состоит изображение дорожного знака, контролируют внешним осмотром.
5.15 Для проверки яркости изображения знака с внутренним освещением его разделяют на равные участки в форме квадрата со стороной не более 150 мм. Размер стороны выбирают таким образом. чтобы было выделено не менее 10 участков, распределенных по возможности равномерно по поверхности измеряемого элемента. Измерение яркости выполняют фотоэлектрическим фотометром с погрешностью установки длины волны ± 2 нм в центре каждого участка и определяют ее среднеарифметическое значение для каждого цвета.
Для проверки минимальной и максимальной яркости изображения на знаке визуально выбирают на цветном элементе две точки с минимальной и максимальной яркостью и измеряют значения их яркости.
5.16 Проверку равномерности распределения яркости производят для знаков в сборе в указанной ниже последовательности.
Для каждого цвета визуально выделяют на поверхности знака площадки с центрами в точках 1 и 2 с наибольшим возможным перепадом яркости, расположенных на расстоянии 50 мм друг от друга (см. рисунок 1 ГОСТ 32946).
Измеряют фотоэлектрическим фотометром значения яркости L1. L2 и Lz (кд м~2) в точках 1.2 и z. симметрично расположенной между точками 1 и 2 соответственно, и определяют равномерность распределения яркости, которая считается допустимой при соблюдении неравенства: /L1 - L2/ s 0.5 Lz.
5.17 Освещенность измеряют люксметром с максимальной погрешностью ± 10 % с верхним пределом измерения не менее 500 лк в соответствии с инструкцией к прибору.
5.18 Фиксированную установку резьбовых электропатронов проверяют по ГОСТ 2746.
5.19 Проверку плотности соединения стекла с корпусом знака проводят в указанной ниже последовательности.
Знаки устанавливают в рабочее положение и воздействуют на них струями воды под давлением (203 680 ± 1 000) Па с высоты 1.5—2 м от верхней точки знака под углом (30 ± 2)® к вертикали, перекрывающими габаритные размеры знаков не менее чем на 200 мм. Продолжительность испытания — (15 11) мин. Через каждые 3 мин знаки поворачивают вокруг вертикальной оси на угол (9012)*. Допускается прерывать испытания на время поворота знаков.
По окончании испытания с наружной поверхности удаляют воду, вскрывают и осматривают знаки. Знаки считают выдержавшими испытания, если на лампах и контактах не будут обнаружены капли воды.
5.20 Сопротивление изоляции проверяют без ламп, установленных на знаке. Сопротивление изоляции должно измеряться мегомметром постоянного тока напряжением 500 В с погрешностью измерения ±15 %.
Знак считается прошедшим испытание, если сопротивление изоляции между токоведущими проводами и заземляющим контактом составляет не менее 20 МОм в обесточенном состоянии.
5.21 Электрическую прочность изоляции проверяют без ламп, установленных на знаке, на высоковольтной установке переменного тока частотой (50 ± 2) Гц и мощностью не менее 500 Вт. Напряжение повышают плавно от нуля или от значения, не превышающего номинального, до испытательного значения в течение (2012) с.
Под испытательным напряжением е (1 500 ± 50) В знаки выдерживают в течение (60 ± 2) с. после чего напряжение плавно (не менее чем за (10 ± 1) с) снижают до нуля
Знак считается прошедшим испытание, если изоляция между токоведущими проводами и заземляющим контактом выдержала испытательное напряжение без пробоя или перекрытия.
5.22 Устойчивость световозвращающего материала к воздействию очищающих жидкостей определяют в соответствии с приложением Е. Для испытания отбирают две жидкости из приведенных в ГОСТ 32945. При этом одна жидкость должна быть из используемых для очистки от грязи и пыли, другая — для удаления нефтепродуктов и угольной пыли.
5.23 Комплектность, маркировку и упаковку контролируют внешним осмотром.
5.24 При измерении параметров знаков допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью.
6 Транспортирование и хранение
- 1Знаки транспортируют всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на каждом виде транспорта.
- 2Размещение и крепление в транспортных средствах, упакованные знакидолжны обеспечивать их устойчивое положение, исключать возможность ударов друг о друга, а также о стенки транспортных средств.
- 3Знаки в упаковке предприятия-изготовителя должны храниться на складах поставщика и потребителя в условиях хранения 1 по ГОСТ 15150.
- 4Знаки должны храниться в складских крытых помещениях: упакованные — в дощатых упаковках. стопками высотой до 1,5 м; распакованные — вертикально с опорой на деревянные прокладки.
7 Гарантии изготовителя
- 1Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие дорожных знаков требованиям настоящих технических условий при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.
- 2Гарантийный срок хранения — не менее 5 лет со дня изготовления.
- 3Гарантийный срок эксплуатации:
- для знаков без применения световоэвращающих материалов — не менее 2 лет;
- для знаков с применением световозвращающего материала I класса (тип А) — не менее 5 лет;
- для знаков с применением световозвращающего материала II и III классов (тип Б и В) — не менее 10 лет.
Приложение А
(информационное)
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис. 5
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Рис. 10
Рис. 11
Рис.12
Рис.13
Рис. 14
Рис.15
Рис.16
Рис. 17
Рис. 18
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 21
Рис.22
Рис. 23
Рис. 24
Рис. 25
Рис.26
Рис. 27
Рис. 27
Рис. 28
Рис. 29
Рис. 30
Рис. 31
Приложение Б
Перечень документов, на которые даны ссылки
Обозначение документа | Наименование документа |
ГОСТ 9.401-91 | Покрытие лакокрасочных изделий, предназначенных для эксплуатации в районах с холодным климатом. Общие требования и методы ускоренных испытаний. |
ГОСТ 9.403-80 | Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей. |
ГОСТ 12.1.005-88 | Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно- гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. |
ГОСТ 166-89 | Штангенциркули. Технические условия. |
ГОСТ 427-75 | Линейки измерительные металлические. Технические условия. |
ГОСТ 4765-73 | Материалы лакокрасочные. Метод определения ударной прочности. |
ГОСТ 6806-73 | Материалы лакокрасочные. Метод определения устойчивости к изгибу. |
ГОСТ 14918-80 | Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия. |
ГОСТ 15140-78 | Материалы лакокрасочные. Методы измерения адгезии. |
ГОСТ 15150-69 | Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды. |
ГОСТ 21903-76 | Материалы лакокрасочные. Методы определения условной светостойкости. |
ГОСТ 27037-86 | Материалы лакокрасочные. Метод определения устойчивости к воздействию переменных температур. |
ГОСТ 32945-2014 |
Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования |
ГОСТ 32946-2014 |
Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Методы контроля |
ТР ТС 005/2011 |
"О безопасности упаковки" |
ТР ТС 014/2011 |
"Безопасность автомобильных дорог" |
Лист регистрации изменений
Порядко-вый номер изменения |
Номера листов (страниц) |
Всего листов (стра-ниц) |
№ доку-мента |
Входящий № сопро-водит. докумен-тации |
Подпись | Дата внесения изменений | |||
Изме-ненных | Заме-ненных | Анну-лиро-ванных | Новых | ||||||