ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА ДЛЯ МАШИН НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 12049-75
БЗ 10-93
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
УДК 621.313.13.024 : 621.868.2 : 006.354 Группа Е61
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСТ 12049-75 1 2
ДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА ДЛЯ МАШИН НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА
Взамен ГОСТ 12049-66
Общие технические условия
D. С. motors for floor railless electrified transport trucks. General specifications
О КП 33 5500. 33 С000
Дата введении 01.01.77
Постановлением Госстандарта № 1465 от 29.10.92 снято ограничение срока действия
Настоящий стандарт распространяется на двигатели постоянного тока климатических исполнений У и Т, категории 2 по ГОСТ 15150-69, предназначенные для работы в электроприводах механизмов передвижения и гидронасоса машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта (электропогрузчики, электротягачи, электроштабслеры, электротележки и электромобили) общего назначения, а также специальные двигатели, предназначенные для работы в условиях взрывоопасных и агрессивных сред.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Двигатели должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий на конкретные типы двигателей по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
1.1а. Типы, основные параметры (номинальная мощность, номинальное напряжение, номинальный ток, номинальная частота вращения, максимальная частота вращения, кпд, номинальный ток и напряжение возбуждения, допустимое превышение температуры, масса), установочно-присоединительные и габаритные разме-
ры, допускаемые отклонения на них, а также требования к двигателям, предназначенным для работы в условиях взрывоопасных и агрессивных сред, должны устанавливаться в технических условиях на двигатели конкретных типов или комплекты электрооборудования.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
1.2. Двигатели должны изготовляться:
по назначению:
двигатели передвижения; двигатели гидронасоса;
по способу возбуждения: последовательного; параллельного; смешанного.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.3. Значения климатических факторов внешней среды — по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-70.
1.4. Условия эксплуатации двигателей в части воздействия механических факторов внешней среды — по группе М28 ГОСТ 17516—72.
1.5. Двигатели должны изготовляться на номинальные напряжения 24, 3G, 40, 48, 72, 80, ПО, 160 и 220 В.
Двигатели по согласованию между изготовителем и потребителем могут изготовляться на другие номинальные напряжения.
16. Номинальный режим работы двигателей — повторно-кратковременный S 3 по ГОСТ 183-74 с продолжительностью включения:
двигатели передвижения — 5 3 — 40%;
двигатели гидронасоса—S 3—15; 25%.
Для двигателей с самовептиляцией допускается продолжительный номинальный режим S 1.
Допускается использование двигателей в других номинальных режимах работы, при этом мощность в этих режимах должна указываться в технической документации предприятия-изготовителя.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.7. Предельные допускаемые превышения температуры частей двигателей при температуре газообразной окружающей среды 40 °С и номинальном возбуждении должны соответствовать указанным в табл. 1.
ГОСТ 12049-75 С. 3 Таблица 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание Указанные превышении температуры должны быть снижены, если они вызывают ухудшение работы двигателя или приводя г к недопустимому нагреву близлежащих частей. |
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.8. Температура нагрева подшипников качения — по ГОСТ 183—74.
1.9. Электрическая прочность изоляции — по ГОСТ 183-74.
1.10. Сопротивление изоляции обмоток двигателя относительно корпуса и между обмотками в нагретом состоянии не должно быть ниже 0,5 МОм.
1.11. Степень искрения двигателей при номинальной мощности и номинальном возбуждении не должна быть выше класса IV2 по ГОСТ 183-74.
Двигатели должны обеспечивать нормальную работу при всех токах, соответствующих их рабочим характеристикам без дополнительной очистки коллектора и разрушения щеток.
1.12. Двигатели в зависимости от способа возбуждения должны выдерживать при номинальном напряжении и максимальном возбуждении в течение 1 мни перегрузки по току, указанные в табл. 2. При этом степень искрения не должна быть выше класса 2 по ГОСТ 183-74.
Таблица 2 | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Примечание. Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем устанавливать для отдельных типов двигателей меньшие значения отношения максимального тока к номинальному, но не менее чем по ГОСТ 183—74. (Измененная редакция, Изм. № 2). 1.13. Отношение максимального вращающего момента двигателей к номинальному при максимальном возбуждении в зависимости от способа возбуждения должно соответствовать указанному в табл. 3. Таблица 3 |
Способы возбуждения |
Отношение максимального вращающего момента к номинальному | |
двигатели передвижения |
двигатели гидронасоса | |
Последовательное |
4,5 |
4.0 |
Смешанное |
4.0 |
3.5 |
Параллельное |
3,5 |
3,0 |
1.14. Двигатели должны быть рассчитаны для работы при максимальной частоте вращения, значение которой должно устанавливаться в технических условиях на конкретные типы двигателей или комплекты электрооборудования.
1.15. Двигатели при холостом ходе должны выдерживать без повреждений и остаточных деформаций в течение 2 мин повышенную частоту вращения, превышающую на 25% максимальную.
1.16. Рабочие характеристики двигателей, устанавливающие зависимость частоты вращения, к. п. д. и вращающего момента от тока двигателя при номинальном напряжении, должны быть построены для расчетной температуры обмоток 75 °С, если двигатель изготовлен с изоляцией классов А и Е, и 110°С, если двигатель изготовлен с изоляцией классов В, F и Н.
Рабочие характеристики при этом должны быть построены (или получены при испытаниях) в пределах от значения отношения максимального тока до значения тока:
соответствующего максимальной частоте вращения — для дви-гателей последовательного возбуждения;
ГОСТ 12049-75 С. 5
соответствующего максимальной частоте вращения или току холостого хода — для двигателей смешанного возбуждения;
соответствующего холостому ходу--для двигателей параллельного возбуждения.
Для двигателей, которые должны иметь регулирование возбуждения, рабочие характеристики должны быть построены для всех необходимых значений ослабления и усиления возбуждения.
1.17. К. п.д. двигателей, работающих в номинальном режиме при номинальном возбуждении, должен быть нс менее:
0,70 — для двигателей с номинальным напряжением до 24 В;
0,75 — для двигателей с номинальным напряжением св. 24 до 40 В;
0,80 — для двигателей с номинальным напряжением св. 40 В.
Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем устанавливать для отдельных типов двигателей меньшие значения к. п. д.
1.18. Допускаемые отклонения частоты вращения двигателей от номинальной при номинальном токе, номинальном возбуждении и рабочей температуре не должны превышать:
±7,5% —для двигателей мощностью до 3 кВт, работающих индивидуально;
±6% —для двигателей мощностью до 3 кВт, работающих в группе, и св. 3 кВт, работающих индивидуально;
±5% —для двигателей мощностью св. 3 кВт, работающих в группе.
Для реверсивных двигателей указанные отклонения частоты вращения относятся к обоим направлениям вращения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.19. Класс вибрации двигателей должен устанавливаться в технических условиях на конкретные типы двигателей или комплекты электрооборудования в соответствии с ГОСТ 16921-83.
1.20. Биение коллектора двигателей в нагретом состоянии не должно превышать 0,04 мм, при этом разница между биением в холодном и горячем состояниях — не более 0,02 мм.
1.21. Степень защиты двигателей должна устанавливаться в технических условиях на конкретные типы двигателей в соответствии с ГОСТ 17494-87.
1.21а. Gnoco6 охлаждения двигателей по ГОСТ 20459-87 должен устанавливаться в технических условиях на двигатели конкретных типов или комплекты электрооборудования.
1.216. Условное обозначение конструктивного исполнения по способу монтажа по ГОСТ 2479-79 должно устанавливаться в технических условиях на двигатели конкретных типов или комплекты электрооборудования.
1.21а, 1.216. (Введены дополнительно, Изм. № 1).
1.22. Двигатели передвижения должны изготовляться реверсивными с одним или двумя присоединительными концами вала, двигатели гидронасоса — нереверсивными с левым направлением вращения по ГОСТ 26772-85.
Примечание Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем для двигателей передвижения устанавливать в технических условиях на двигатели конкретных типов или на комплекты электрооборудования основное направление вращения, соответствующее движению машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта вперед.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
1.23. Для двигателей устанавливаются следующие показатели надежности:
ресурс до первого капитального ремонта — не менее 7000 ч.
Установленная безотказная наработка, критерии отказов и предельных состояний, показатели ремонтопригодности — по техническим условиям на двигатели конкретных типов или комплекты электрооборудования.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.24. Дополнительные требования, предъявляемые к двигателям, работающим во взрывоопасных и агрессивных средах,— по техническим условиям на конкретные типы двигателей или комплекты электрооборудования.
1.24а. Дополнительные требования, предъявляемые к двигателям климатического исполнения Т,— по ГОСТ 15963-79.
(Введен дополнительно, Изм. JVs> 1).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Требования безопасности — по ГОСТ 12.2.007.1-75.
2.2. Двигатели с номинальным напряжением св. ПО В должны иметь двойную или усиленную изоляцию.
2.3. Конструкция двигателей и их размещение на машинах напольного безрельсового электрифицированного транспорта должны обеспечивать безопасность обслуживающего персонала и безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ с пожароопасными грузами.
3. КОМПЛЕКТНОСТЬ
3.1. Комплектность двигателей — по техническим условиям на конкретные типы двигателей.
К двигателям прилагаются: паспорт;
ГОСТ 12049-75 С. 7
инструкция по монтажу и эксплуатации по ГОСТ 2.601-68 (по заказу потребителя);
ведомость ЗИП (по заказу потребителя).
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Для проверки соответствии двигателей требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.
4.2. Приемо-сдаточным испытаниям должен подвергаться каждый двигатель по программе, установленной в табл. 4.
Испытание на нагревание при серийном производстве может проводиться не на каждом двигателе; при этом число испытываемых двигателей следует устанавливать в технических условиях на конкретные типы двигателей или комплекты электрооборудования.
Проверку уровня вибрации допускается проводить выборочно, но не менее чем на 10% двигателей от суточного выпуска. Результаты выборочной проверки следует распространять на весь суточный выпуск.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).
Таблица 4 | |||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение | ||||||||||||||||||||||||
|
4.3. Периодические испытания двигателей должны проводиться не реже одного раза в три года на двух двигателях из числа прошедших приемо-сдаточные испытания по программе, установленной в табл. 5.
Таблица 5 | |||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ 12049-76 С. 9
Испытания по п. 4 допускается проводить на образцах. Образцы выбирают из ряда двигателей разных типов, не имеющих существенных отличий в части стойкости к воздействию климатических и механических факторов (имеющих одинаковые конструктивные решения, технологию изготовления и применяемые материалы).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.4. Типовые испытания двигателей следует проводить при изменении конструкции, материалов или технологии, если эти изменения могут оказать влияние на характеристики двигателей и включать проверку параметров из программы периодических испытаний, которые могут при этом измениться.
4.5. Типовые испытания двигателей следует проводить но программе предприятия-изготовителя на двух образцах и более.
4.6. Если при периодических или типовых испытаниях хотя бы один двигатель не будет соответствовать требованиям настоящего стандарта или технических условий на конкретные типы двигателей, то следует проводить повторные испытания на удвоенном числе двигателей.
Результаты повторных испытаний являются окончательными.
4.7. Испытания на надежность проводят не реже одного раза в три года.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1. Методы испытаний — по ГОСТ 10159-79, ГОСТ 11828-86 и ГОСТ 15963-79. КПД определяют косвенным методом (по отдельным потерям)—по ГОСТ 25941-83.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).
5.2. Испытания на механические и климатические воздействия— по ГОСТ 16962-71.
Испытания двигателей климатического исполнения У на влагостойкость проводят в гидростате в течение 24 ч при относительной влажности (95±3) % и температуре (20 + 5) °С, двигателей климатического исполнения Т — по методу 207—1 ГОСТ 16962-71.
Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и сопротивление изоляции между обмотками после испытаний в гигростате не должно быть ниже 0,3 МОм.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.3. Метод оценки вибрации — по ГОСТ 12379-75.
5.4. Испытания на надежность следует проводить на машинах напольного безрельсового электрифицированного транспорта по ГОСТ 18962-86.
1
Издание официальное Перепечатка воспрещена
2
Переиздание (апрель 1994 г.) с Изменениями Л§ 1, 2. 3, утвержденными в январе 1983 г., январе 1986 г. июне 1987 г. (ИУС 5—83, б—86, 9—87)
© Издательство стандартов, 1975
© Издательство стандартов, 1994