ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЯГАЧИ СЕДЕЛЬНЫЕ И ПОЛУПРИЦЕПЫ
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
ГОСТ 12105-74
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва
УДК [629,114.2+639.114.3]: 906.354 Группа Д22
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЯГАЧИ СЕДЕЛЬНЫЕ И ПОЛУПРИЦЕПЫ Присоединительные размеры
Truk tractors and semi-trailers Connecting dimensions
ГОСТ12105—74*
Взамен ГОСТ 12105-66
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 7 марта 1974 г. № 561 срок действия установлен
Проверен в 1980 г. Срок действия продлен
с 01.01.1975 г. до 01.01.1985 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на седельные тягачи и автомобильные полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР и оборудованные седельно-сцепными устройствами и сцепными шкворнями, служа* щими для передачи части массы полуприцепа на шасси тягача и для сцепки последнего с полуприцепом.
Издание официальное Перепечатка воспрещена
★
* Переиздание ноябрь 1980 г с Изменением № 1, утвержденным в ноябре 1980 г. (ИУС 1—1981 г.).
© Издательство стандартов, 1981
Д. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТАРА
Группа Д22
Изменение № 3 ГОСТ 12105-74 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры
Утверждено и введено в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 05.03.90 № 347
Дата введения 01.09.90
Пункт 3. Заменить ссылку: СТ СЭВ 3637—82 на ГОСТ 28247-89.
Пункт 4. Таблица 1. Графа «Вертикальная статическая нагрузка на седель-чс-сцепное устройство св. 83,3 кН». Заменить значение: 1280-1350 на 1250-1350.
(ИУС № 5 1990 г.)
Д. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТАРА
Группа Д22
Изменение № 4 ГОСТ 12105-74 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоедини* тельные размеры
Утверждено и введено в действие Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 12.11.91 № 1732
Дата введения 01.03.92
На обложке и первой странице под обозначением стандарта исключить обо* значение: (СТ СЭВ 3820—82).
Вводную часть дополнить абзацем; «Требования настоящего стандарта являются обязательными*
Пункт 1 изложить в новой редакции: «1. Настоящий стандарт распространяется на седельные тягачи и автомобильные полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР и оборудованные седельносцепными устройствами по ГОСТ 28247-89 и сцепными шкворнями по ГОСТ 12017-81.
Стандарт не распространяется на седельные тягачи и полуприцепы, изготовленные на базе внедорожных автомобилей и автомобилей многоцелевого назначения, на автопоезда, у которых через шкворень полуприцепа осуществляется передача мгэщности для привода активных осей полуприцепа или различных механизмов; установленных на полуприцепе, а также на специализированные полуприцепы со ступенчатой рамой, имеющие грузовую платформу (площадку), низко расположенную между тягачом и осью (тележкой) полуприцепа».
Пункт 3 исключить.
Пункт 4 после слов «и сцепного шкворня на полуприцепе» дополнить словами «свободное пространство тягачей и полуприцепов»;
заменить обозначение и слова: (у) на (б), «черт. 1» на «черт. 1, 2»; чертеж 1 заменить новым: дополнить чертежом — 2:
(Продолжение см. с. 116)
115
(Продолжение изменения к ГОСТ 12105-74)
Расположение сед ел ьно-сцепного устройства на тягаче
1\ — расстояние между осью седельно-сцепного устройства и задней осью тягача; b — габаритная ширина по шинам задней оси тягача; г — радиус шин в ненагруженном состоянии:
Г[ — радиус шин под нагрузкой
Черт* 1
(Продолжение см. с. 117)
136
(Продолжение изменения к ГОСТ 12105-74) Свободное пространство тягачей и полуприцепов
Черт, 2
(Продолжение см. с. 118)
(Продолжение изменения к ГОСТ 12105-74) Свободное пространство тягачей и полуприцепов |
Черт, 2 |
(Продолжение см. с. 118)
(Продолжение изменения к ГОСТ 12105-74)
Таблица 1. Графа «Число задних осей полуприцепа тягача». Исключить слово: «полуприцепа»;
показатель «Высота верхней плоскости седел ьно-сцепного устройства тягача от уровня дороги Л». Заменить значения: 1250— li320 и 1^50—1350 на 1150—1300 («под номинальной нагрузкой»); 1440 и 1470 на 1400 («без полуприцепов, небо-лее»);
показатель «Расстояние от верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача ... hu не менее» и соответствующие показатели исключить;
примечание 1 изложить в новой редакции; «Г Размер h не распространяется на тягачи со всеми ведущими осями и на полуприцепы к ним.
Для тягачей, предназначенных для транспортирования контейнеров типа 1АА по ГОСТ 18477-79, с полуприцепом и пустым контейнером размер h не должен превышать 1250 мм.
Размер h для седельно-сцепного устройства тягача под номинальной нагрузкой проверяют по формуле
0,137/] + 0,095&+г -{-г j—143,5, где Л, Ь, г и Г\ — см. черт. 1».
Пункт 5. Таблица 2. Графа /?2. Заменить обозначение: #2на«Я2 (по табл. 1)*;
примечание. Первый абзац. Заменить слово; «допускается» на «устанавливается».
Пункт 9. Заменить обозначения; у на б, б на <р.
(ИУС № 2 1992 г.)
Редактор В. С. Бабкина Технический редактор Ф. И. Шрайбштейн Корректор Л. В. Вейнберг
3 коп
. д. з
3033
Сдано ъ наС 04.00 81 Подп в печ. 01.10.81 0,5 п л 0,33 уч,-изд л. Тир, 8000 Цена
Ордена «?нак Почеха» Издательство стандартов, Москва. Д-557, Новопресненский пер Эильнки г«вя типография Издательства «’таядартов ул Миндауго, 12/14 >а к
Стр. 2 ГОСТ 12105-74
Стандарт не распространяется на седельные тягачи и полущ цепы, изготовленные на базе внедорожных автомобилей специаj кого назначения, а также автопоезда, у которых через шкворе\ полуприцепа осуществляется передача мощности для привода а\ тивных осей полуприцепа или различных механизмов, установлен ных на полуприцепе.
2. Весовые параметры и габаритные размеры автопоезда, в составе седельного тягача с полуприцепом — по нормативно-технической документации на тягач и полуприцеп.
(Измененная редакция, Изм. № 1
3. Размеры сцепного шкворня полуприцепов и замкового отверстия в захватах разъемно-сцепного механизма седельно-сцепного устройства — по ГОСТ 12017-74.
4. Размеры, определяющие расположение седельно-сцепного >стройства на тягаче и сцепного шкворня на полуприцепе, в зависимости от величины допускаемой вертикальной нагрузки на седло, должны соответствовать указанным на черт. 1—3 и в табл. 1.
5адней осью задними осями |
Черт 1 Черт 2 |
Седельный тягач с одной Седельный тягач с двумя
Полуприцеп |
Черт. 3 |
ГОСТ 121105-74 Стр. 3
Наименование показателей |
Число зад!^ осей тягача (полуприцепа) |
Допускаемая вертикальная нагрузка на седло, кгс | ||||
от 2000 ДО 4000 |
СВ. 4000 до 6500 |
СВ 6500 до 8500 |
с«. 8500 ДО 10000 |
св 10000 | ||
Расстояние от оси отверстия под шкворень седельно-сцепного устройства до задней стенки кабины или до близлежащих точек, установленных за ней узлов и агрегатов тягача, г, не менее |
1 |
1300 |
1525 |
1870 |
2120 | |
2 |
187(0 | |||||
Радиус габарита задней части тягача г{, не более |
1 |
1240 |
1400 |
шо |
180 J 2200 (2050) |
2200 |
2 |
1800 | |||||
Расстояние от шкворня до близлежащей части механизма опорного устройства полуприцепа (при наличии ступеньки до нее) г2, не менее |
1 |
1320 |
1500 |
1900 |
1900 2300 (2150) |
230 а |
2 |
\т | |||||
Р адиус габарита передней части полуприцепа г3, не более |
1 |
1150 |
1400 |
1670 |
1670 |
2040 |
2 |
2040 | |||||
Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача от уровня дороги Н, не более: под номинальной нагрузкой без нагрузки |
1060—1130 1250 |
1130—1200 1320 |
1250-1320 1440 |
1280—1350 1470 |
Наименование показателей
Продолжение табл. 1
Допускаемая вертикальная нагрузка на седло» кгс
ОТ |
СВ. |
СВ. |
СВ. |
2000 |
4000 |
6500 |
8500 |
ДО |
ДО |
ДО |
ДО |
4000 |
6500 |
8500 |
10000 |
Расстояние от верхней плоскости седельносцепного устройства тягача до крайней задней точки наклонной плоскости (при наличии салазок наката — до крайней задней точки наклонной плоскости салазок наката) h, не менее
220
Примечания:
1. Размеры Я и А не распространяются на тягачи со всеми ведущими осями и полуприцепы к ним.
2. Размер h должен определяться с учетом требования п. 9.
3. Размеры, указанные в скобках, относятся к автопоездам в составе седельного тягача со всеми ведущими осями с полуприцепом.
5. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа должны соответствовать указанным на черт. 4 и в табл. 2.
Таблица 2
Размеры, мм | |||||||||||||||||||||||||||||
|
(Измененная редакция, Изм. № 1).
ГОСТ 12105-74 Стр. 5
6. Высота расположения опорного листа полуприцепа должна обеспечивать горизонтальное положение груженого полуприцепа, сцепленного с соответствующим ему по величине допускаемой вертикальной нагрузки на седло седельным тягачом, при движении по прямой на горизонтальном участке пути. Допускаемое отклонение от горизонтального положения груженого полуприцепа, сцепленного с тягачом, не должно превышать 2°. При этом допускается как повышение передней части пола полуприцепа по отношению к задней, так и понижение ее.
Полуприцепы к седельным тягачам со всеми ведущими осями должны обеспечивать указанный угол наклона при сцепке со штатным тягачом.
7. Ширина опорного листа полуприцепа не должна быть менее ширины верхней опорной плоскости седельно-сцепного устройства, соответствующего величине допускаемой вертикальной нагрузки
8. Седельные тягачи должны быть оборудованы седельно-сцепными устройствами с двумя степенями свободы, которые допускают относительный поворот тягача и полуприцепа вокруг оси шкворня в горизонтальной плоскости не менее чем на 90° в каждую сторону и относительное качание их в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось автопоезда.
Допускается наличие третьей степени свободы, обеспечивающей дополнительную возможность относительного качания тягача и полуприцепа в вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной оси поезда (поперечная гибкость поезда). При этом в конструкции седельно-сцепного устройства должна быть предусмотрена возможность ограничения угла поперечной гибкости до ±3°.
9. Конструкция седельного тягача должна обеспечить возможность наклона полуприцепа относительно тягача в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось поезда (продольная гибкость поезда), на угол не менее ±8° от горизонтали и его поворота относительно тягача в горизонтальной плоскости (горизонтальная гибкость поезда) на угол ±90° при его поперечном наклоне (в случае наличия третьей степени свободы) на угол 3°. При этом поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости до 25° должен быть возможен при его продольном наклоне на угол 8°, а поворот от 25 до 90° — при его продольном угле наклона, изменяющемся от 8 до 0° в конце поворота (при наличии третьей степени свободы) от 8 до 3°.
Изменение М 2 ГОСТ 12105-74 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.09.84 № 3473 срок введения установлен
С 01.01.85 до 01.01.89
На обложке и первой странице под обозначением стандарта указать обозначение: (СТ СЭВ 3820—82).
Пункт I дополнить абзацем: «Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3820—82*;
второй абзац заменить слова: «специального назначения* на «автомобилей многоцелевого назначения».
Пункты 3, 4 изложить в новой редакции (чертеж I заменить новым; чертежи 2, 3 исключить): «3. Размеры сцепного шкворня полуприцепов — по ГОСТ 12017—81, замкового отверстия в захватах, разъемного сцепного механизма се* дельно сиепного устройства — по СТ СЭВ 3637—82.
4. Размеры, определяющие положение седелыю-сцепного устройства на тягаче и сцепного шкворня на полуприцепе, а также допустимые углы наклона полуприцепа по отношению к тягачу в продольном (ос и 0) и поперечном (у) направлениях, должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1.
Черт. 1 |
Стр.2 Изменение №2 к ГОСТ 12105-74
Свободное пространство тягачей (кроме тягачей, техническое задание на «роектироваиие которых утверждено до I января 1985 г), перед осью седельно-сцепною устройства должно быть снаружи пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью радиусом (tfj-f80) и высотой 250 мм, переходящей выше 250 мм (в точке х) в коническую поверхность с образующей под углом а( к оси вращения; сзади — детали конструкции тягача должны находиться внутри npoci ранетиа, ограниченного цилиндрической поверхностью с радиусом —1Q0) мм».
Наймем >нание показателей |
Число задних о< ей полуприцепа тягача |
Вертикальная сгатическая нагрузке н« седельно-сцепное устройство, кК (тс) | |||
or 19,6 (2) до 39,2 (4) |
СВ, 39,2(4) до 63,7 (6,5) |
св* 63,7 (С,5) до 83,3 (8,5) |
си. 83,3 (8,5) | ||
Радиус габарита передней части полуприцепа Rlf не более |
1 |
1150 |
1400 |
1670 |
1670 |
2 или 3 |
2040 | ||||
Расстояние от шкворня до близлежащей части механизма опорного устройства полуприцепа (при наличии ступеньки — до нее) Rtt не менее |
1 |
1340 |
1500 |
1900 |
1900 |
2 или 3 | |||||
1900 |
2300 (2150) | ||||
Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача от уоовня дороги h: под номинальной нагрузкой без полуприцепа, не белее |
— |
1100- -1130 1250 |
1130- -1230 1320 |
1250— —1320 1440 |
1280 — —1350 1470 |
Расстояние от верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача в горизонта тьном положении до крайней задней точки наклонной накатной плоскости седельного устройства при заднем исходном наклоне плиты седла (при наличии салазок наката — до крайней задней точки наклонной плоскости с^ла-; зок наката) hu не менее |
200 Размер следует определять с учетом требования п. 9 |
Изменение №2 к ГОСТ 12105-V4 Стр.З
Продолжение
На и чемованне показателей
Число задних осей полуприцепа
ГЯ1 ача
Вертикальная статическая нагрузка на седельно-сцепное устройство, кН (тс)
от 19,6 (2 до 39,2 (4
св. 39,2 (4) св. 63,7 (6,5) до 63,7 (6,5) до 83,3 (8,5)
сп. 83,3 <8,5)
Угол наклона полуприцепа вперед от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа а, не менее
Угол наклона образующей конической поверхности зоны свободного пространства тягача at_
Угол наклона полуприцепа назад от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа Р. не Менее
8*
7a
Примечания:
1. Размеры h и hx не распространяются на тягачи со всеми ведущими осями
и полуприцепы к ним.
Для тягачей, предназначенных для транспортировки контейнеров типа 1АА по ГОСТ 18477-79 с полуприцепом и пустым контейнером, высота верхней плоскости седелыю-сцспного устройства должна быть не более 1250 мм.
2. Размер Rit указанный п скобках, определяет соответствующие присоединительные размеры седельных тягачей со всеми ведущими осями и полуприцепов К пнм.
3. Углы наклона полуприцепов к тягачам со всеми ведущими осями вперед и назад должны задаваться техническим заданием, на проектирование седельных тягачей и полуприцепов».
Пункт 5. Таблицу 2 изложить в новой редакции; дополнить примечанием:
Таблица 2 Размеры в мм | |||||||||||||||
|
Стр.4 Изменение №2 к ГОСТ 12105-74
Примечание. Угол et указанный в скобках» допускается для полуприцепов, имеющих R2 равным 1900 мм, техническое проектирование которых завершено до 1 января 1984 г.; чертеж 4 заменить новым:
Черт. 4
Пункт 6. Первый абзац после слов «на горизонтальном участке пути» изложить в новой редакции; «Допускаемое отклонение от горизонтального положе «ия груженого полуприцепа, сцепленного с тягачом (повышение передней части пола полуприцепа по отношению к задней или понижению ее) не должно превышать 2°. При этом углы наклона полуприцепа а и р уменьшаются на соответствующую величину отклонения».
Пункт 8 исключить.
Пункт 9 изложить в новой редакции; «9. Конструкцией седельного тягача должна быть обеспечена возможность наклона полуприцепа относительно тягача в вертикальной плоскости» проходящей через продольную ось тягача на угол а и Р от горизонтального положения плиты седла и поворота полуприцепа относительно тягача в горизонтальной плоскости на угол б равным ±90°, а при наличии третьей степени свободы у седла с его поперечным наклоном на угол у равным 3°.
При этом поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на угол б до 25° должен быть возможен при его продольном наклоне на углы а и Р, значения которых указаны в табл. 1, а поворот от 25 до 90° — при его продольном угле наклона, изменяющемся от максимального значения до О* или до 3° при наличии гретьей степени свободы у седла».
(ИУС М 1 1985 г.)