ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР
ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ
исходный КОНТУР МОДУЛИ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДОПУСКИ
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва — 1973
Отклонение и доауски
Определение
10. Пятно контакта
Часть боковой поверхности зуба колеся, на который располагаются следы прилегания к зубьям паркого колеса после вращения колес в собранной передаче при легком торможении.
Определяется относительными размерами контактного пятна (в процентах):
по длине зуба — отношением расстояния между крайними точками следов прилегания к полной длине зуба
по высоте зуба — отношением высоты пятна прилегания в средней се части по длине зуба к соответствующей активной высоте зуба
М. Погрешность направления зуба
5? Допуск на направление зуба
6В0
Наибольшее отклонение действительного направления образующих боковой поверхности зуба от номинального направления, отнесенное ко всей длине зуба и выраженное в линейных единицах
09—S9C6 100J
Отклонения и допуски
уго I мрек* |
12. Нсперессчсиис осей
Допуск на нспересечеине осей
Обсэиа- чеии« |
OIPMMNM |
Да |
Величина кратчайшего расстояния между осями вращения сопряженных зубчатых колес в передаче |
Да |
4N |
|
ГОСТ 93&S—60 |
|
ГОСТ 936$ | |||||||||
Утонение зубьев |
Наименьшее утонение зубьев
Допуск нв толщину зубьев
AS Уменьшение номинальной толщи
ны зубьев колеса, пересчитанное на нормальное сечение
AaS Наименьшее предписанное утоне
ние. осуществляемое с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора
6S Разность наименьшего и иаиболь-
шего допустимых утонений зубьев N
16. Боковой зазор
Наименьший боковой зазор
Зазор между зубьями сопряженных колес в передаче, обеспечивающий свободный поворот одного колеса при неподвижном втором колесе.
Определяется по нормали к поверхностям зубьев у большего основания делительного конуса.
Наименьший предписанный боковой зазор
III. НОРМЫ точности
9. Допуски и отклонения по нормам кинематической точности, нормам плавности работы и нормам контакта зубьев для различных степеней точности устанавливаются в зависимости от торцового модуля и диаметра делительной окружности колес, рассчитанных у большего основания делительного конуса, по табл. 1—5.
Комплексы показателей точности в соответствии с пп. 10, 12, 14 и 16 устанавливаются нормалями в зависимости от назначения и условий производства зубчатых передач. Каждый установленный комплекс показателей точности, используемый при приемке колес и передач, является равноправным.
10. Показателями кинематической точности колеса являются: А/'s или A/l
или один из следующих комплексов: во и A<ps
А0фм и A(ps (для прямозубых колес)
А0фи (для прямозубых колес степени точности 9 и 10) ео (для колес степени точности 9 и 10).
Примечание. Допускается, чтобы одна из величин, входящих в комплекс, превосходила предельное значение, если суммарное влияние этих величин не превышает 6FЕ
11. Нормы кинематической точности, кроме Е0 и 60ф«, в зависимости от условий работы по правым и левым профилям, допускается назначать из разных степеней точности.
12. Показателями плавности работы колеса являются:
AF или Atc и А/, или At и А/, или Дт фи (только для прямозубых колес).
13. Нормы плавности работы, кроме 67фи, в зависимости от условий работы по правим и левым профилям, допускается назначать из разных степеней точности.
14. Показателями, определяющими контакт зубьев, являются: для колес—АВ0
для передач нерегулируемых — пятно контакта, Д/С и Аа для передач регулируемых — пятно контакта и Аа.
15. Нормы пятна контакта зубьев в передаче, в зависимости от условий работы по правым и левым профилям, допускается назначать из разных степеней точности.
16. Показателями, характеризующими боковой зазор, являются:
для колес —AS или Афи (для прямозубых) для передач — Афп (для нерегулируемых).
17. В тех случнях, когда взаимозаменяемость не является обязательной, допускается принимать за номинальные следующие элементы одного из колес:
12
179
действительную боковую поверхность зубьев, действительную толщину зубьев.
При этом толщина зуба для второго колеса определяется действительной толщиной зуба на первом колесе и выбранным видом сопряжения (бокового зазора) в передаче.
За действительное значение толщины зуба принимается среднее арифметическое значений, определяемых измерениями зубчатого венца.
18. При использовании в качестве измерительной базы поверхностей, не совпадающих с монтажными базами, вносимые ими погрешности должны компенсироваться уменьшенным производственным допуском.
Нормы кинематической точности колес Таблица I | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
s
Степень точности |
Обоэнтчекия долусхо* |
.Модуль торсимй |
Р1>м«риссть |
7 |
Мг |
До 03 Св. 0.5 до 1 |
МКМ |
До 0.5 Св. 0,5 до 1 | |||
£. |
До 0.5 Св. 0.5 до 1 | ||
6o«fn |
До 0.5 Св. 0.5 до 1 | ||
бфт |
До 1 |
сек | |
8 |
«'г |
До 0.5 Св. 0.5 до 1 |
МКМ |
*1 |
До 03 Св. 03 до 1 | ||
Ео |
До 0.5 Св. 0.5 до 1 | ||
b0fa |
До 0.5 Св. 0.5 до 1 | ||
*<Ps |
До ! |
сек | |
9 |
e/r |
До 03 Св. 0,5 до 1 |
МКМ |
Диаметр колеса, мм | ||||||||
2 |
-8 |
8S |
S8 |
88 |
§8 | |||
<зз |
58 |
58 |
<5* |
*3 |
<58 |
<38 | ||
30 |
34 |
38 |
42 |
48 |
58 |
72 |
90 | |
36 |
40 |
44 |
48 |
55 |
65 |
78 |
95 | |
22 |
24 |
28 |
32 |
38 |
48 |
62 |
80 | |
25 |
28 |
32 |
36 |
42 |
52 |
66 |
85 | |
18 |
20 |
22 |
25 |
28 |
34 |
42 |
50 | |
22 |
24 |
26 |
28 |
34 |
40 |
46 |
55 | |
35 |
38 |
40 |
42 |
46 |
52 |
62 |
72 | |
38 |
40 |
44 |
46 |
52 |
58 |
65 |
75 | |
300 |
18с |
140 |
ПО |
90 |
80 |
70 |
60 | |
50 |
52 |
58 |
65 |
75 |
95 |
115 |
140 | |
55 |
60 |
65 |
75 |
90 |
100 |
130 |
150 | |
34 |
38 |
45 |
50 |
58 |
75 |
100 |
130 | |
38 |
45 |
52 |
58 |
65 |
85 |
105 |
140 | |
28 |
32 |
.36 |
40 |
45 |
55 |
65 |
80 | |
36 |
38 |
42 |
45 |
55 |
65 |
75 |
90 | |
55 |
60 |
65 |
67 |
75 |
85 |
100 |
115 | |
60 |
65 |
70 |
75 |
85 |
95 |
105 |
120 | |
480 |
280 |
220 |
180 |
140 |
120 |
ПО |
100 | |
55 |
60 |
70 |
80 |
95 |
120 |
160 |
200 | |
60 |
70 |
80 |
90 |
105 |
130 |
170 |
210 |
гост
8
Диаметр колеса, мм | |||||||||||
Степень |
Обозначения |
Модуль тораоамв |
ч |
88 | |||||||
точности |
допусков |
Л им J • |
Размерность |
К |
й8 |
*8 |
«а |
88 |
88 | ||
<5 |
« О ич |
38 |
т с |
и" |
38 |
38 |
38 | ||||
Ео |
До 0.5 |
45 |
50 |
55 |
60 |
70 |
85 |
103 |
130 | ||
Св. 0.5 до 1 |
55 |
60 |
65 |
70 |
85 |
105 |
120 |
140 | |||
мкм | |||||||||||
9 |
бофи |
До 0.5 |
90 |
95 |
100 |
ПО |
120 |
140 |
160 |
180 | |
Св. 0.5 до 1 |
95 |
100 |
ПО |
120 |
135 |
150 |
170 |
190 | |||
«Vi |
До 1 |
сек |
750 |
450 |
360 |
280 |
220 |
200 |
180 |
160 | |
10 |
Е> |
Св. 0.5 до 1 |
мкм |
90 |
95 |
105 |
ПО |
130 |
160 |
190 |
220 |
боф» |
Св 0,5 до 1 |
150 |
160 |
170 |
190 |
210 |
240 |
270 |
300 | ||
бф. |
До 1 |
сек |
1180 |
710 |
560 |
450 |
360 |
320 |
280 |
250 |
Примечания:
1. Принятые обозначения:
бFt — допуск иа кинематическую погрешность колеса;
f)lt — допуск на накопленную погрешность окружного шага;
£* — допуск на биение зубчатого венца;
бф£ — допуск иа погрешность обката;
60ф« —допуск на колебание измерительного межосевого угла за оборот колеса
■ч
С
о
н
2. Кинематическая погрешность колеса и накопленная погрешность окружного шага на '/» окружности (или на длине дуги, соответствующей ближайшему большему целому числу зубьев) нс должна превышать соответственно половины допуска на хниематичсскую погрешность колеса или половины допуска на накопленную погрешность окружного шага.
S
3. Допускается определение величины колебания измерительного межосевого угла по соответствующему значению осевого перемещения одного из колес в плотном зацеплении
00
— Нормы плавности работы колес £ Таблица 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ 9368
8
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Сборник €Передачи зубчатые. Исходный контур. Модули. Основные параметры. Допуски» содержит стандарты, утвержденные до 1 марта 1973 г.
В стандарты внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта, в который внесено изменение, стоит знак *
Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячно €Информационном указателе стандартов>.
© Издательство стандартов, 1973
Диаметр колеса, мм | |||||||||
Степень точности |
Обозначенна отклонений и допуске» |
До 12 |
С». 12 До 20 |
С». 20 до ЭО |
Си 30 До 50 |
С». 50 до W |
с*, во АО 120 |
С». 120 до 200 |
Сш. 200 до 320 |
мкм | |||||||||
6.* |
20 |
20 |
22 |
22 |
22 |
25 |
25 |
28 | |
8 |
б/ |
22 |
22 |
24 |
24 |
24 |
25 |
28 |
32 |
*1 <Рн |
26 |
26 |
28 |
28 |
30 |
30 |
34 |
36 | |
л/ |
32 |
32 |
36 |
•36 |
36 |
40 |
40 |
45 | |
9 |
6/ |
36 |
36 |
38 |
38 |
38 |
40 |
45 |
50 |
*>1 <?и |
42 |
42 |
45 |
45 |
48 |
48 |
52 |
55 | |
ы |
50 |
50 |
55 |
55 |
55 |
60 |
60 |
70 | |
10 |
*Т ?и |
65 |
65 |
70 |
70 |
75 |
75 |
85 |
90 |
Примечание. Принятые обозначения: t>F — допуск на циклическую погрешность;
Л,I, и Д./с — предельные отклонения окружного шага;
6/ —допуск на разность окружных шагов; frj — допуск на колебание измерительного межосевого угла на одном зубе; б/ —допуск на профиль.
ГОСТ 9368
S
ОО
сл
Группа Г15
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСТ
9368-60
ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ КОНИЧЕСКИЕ МЕЛКОМОДУЛЬНЫЕ
Допуски
Fine-pitch bevel gears. Tolerances
Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров Союза ССР 15/11 1960 г. Срок введения установлен
с 1/VI1 1961 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на зубчатые передачи с пересекающимися осями с металлическими механически обработанными коническими зубчатыми колесами с углом профиля исходного контура 20°.
Стандарт распространяется на* колеса с прямыми и косыми зубьями с диаметрами делительной окружности до 320 мм и модулями до 1 мм.
I. СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ
1. Установливается двенадцать степеней точности зубчатых колес и передач, обозначаемых в порядке убывания точности степенями 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12.
Примечание. Для степеней точности 1, 2, 3, 4, 11 и 12 допуски и отклонения не предусмотрены.
2. Стандартом устанавливаются нормы: кинематической точности колеса, плавности работы колеса,
контакта зубьев, боковых зазоров.
Нормы кинематической точности определяют величину полной погрешности угла поворота зубчатых колес за оборот.
Нормы плавности работы колеса определяют величину составляющих полной погрешности угла поворота зубчатого колеса, многократно повторяющихся за оборот колеса.
Перепечатка воспрещена
Нормы контакта зубьев определяют полноту прилегания боковых поверхностей сопряженных зубьев колес в передаче.
Издание официальное 168
Нормы боковых зазоров в нерегулируемых передачах определяют мертвый ход передачи.
3. По нормам боковых зазоров устанавливаются четыре вида сопряжений С, Д} X и Ш:
С — с нулевым боковым зазором,
Д, X и Ш — с предусмотренным наименьшим боковым зазором.
Примечания:
1. Изготовление нормального зуборезного инструмента производить по сопряжению С.
2. Нормы наименьшего бокового зазора допускается изменять.
4. Точность изготовления конических зубчатых колес и передач задается степенью по нормам кинематической точности, плавности и контакта и видом сопряжения но нормам бокового зазора.
5. Допускается взаимное комбинирование норм кинематической точности колеса, плавности работы колеса и контакта зубьев из разных степеней точности.
Область применения комбинирования норм по степеням точности устанавливается нормалями.
6. При комбинировании норм разных степеней точности нормы плавности работы колеса могут быть не более, чем на одну степень точнее или грубее норм кинематической точности.
7. Обозначение точности колес и передач при комбинировании норм разных степеней точности производится последовательным написанием номеров степеней в виде трехзначного числа и буквы.
Первая цифра числа означает номер степени по нормам кинематической точности колес, вторая — степень по нормам плавности работы колес, третья — степень по нормам контакта зубьев, а буква — вид сопряжения.
Примеры условных обозначений
а) передачи со степенью по нормам кинематической точности 7, степенью по нормам плавности работы 8, степенью по нормам контакта зубьев 8, сопряжением вида С:
Cm. 7—8—8-С ГОСТ 9368-60
б) передачи со степенью точности 7 и сопряжением вида Д:
Cm. 7-Д ГОСТ 9368-60
в) регулируемой передачи со степенью точности 7 и сопряжением вида X:
Cm. 7-Р-Х ГОСТ 9368-60
Примечание. Для передач с измененной величиной наименьшего бокового зазора, не соответствующего ни одному из указанных видов сопряжения, буква, обозначающая вид сопряжения, не указывается.
И. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
8. Устанавливаются следующие определения и обозначения для отклонений колес и передач:
ГОСТ 9368
Отклонения ■ допуск
Оботиаче
чин
Определения
§
I. Кинематическая
погрешность колеса
Д£г
Наибольшая погрешность угла поворота зубчатого колеса в пределах одного оборота при однопрофильном зацеп-тении с точным колесом.
Определяется по делительной окру жиости с центром на оси вращения колеса у большего основания делительного конуса
|
ГОСТ 9368 |
Отклонения и допуски |
Обошаче ИИ* |
Определения |
4. Погрешность обката |
Дф, |
Составляющая кинематической погрешности колеса, определяемая при исключении радиального биения зубчатого венца. |
Допуск на погрешность обката |
б<р- |
Определяется в угловых секундах |
5. Номинальный измерительный мсжоссвой угол |
фи |
Межоссвой угол при плотном сопряжении точного колеса с измеряемым зубчатым колесом, имеющим наименьшее утонение зубьев. |
Примечание. Номинальный измерительный мсжоссвой угол равен номинальному межосевому углу в передаче при выполнении точного колеса по номинальным размерам колеса, парного к контролируемому, но с увеличенной толщиной зубьев. Увеличение толщины зубьев точного колеса должно быть равно наименьшему утонению зубьев контролируемого колеса. | ||
Предельные отклонения измерительного межосевого угла: верхнее нижнее |
Л.фя Д«ф« |
Разность между предельным и номинальным межосевыми углами, выраженная в линейных величинах на длине, равной длине образующей делительного конуса |
|
ГОСТ 9368 |
Отклонения н допуски |
Обо*мячс. имя |
Определен |
7. Отклонение окружного шага |
Д/е |
Разность действительного и сред- |
пего значения окружного шага по окружности, проходящей в средней | ||
Предельные отклонения окружного шага: |
Д|(« |
части зуба по его длине и высоте, с |
верхнее |
центром на оси вращения холсса | |
нижнее |
Д ,tc | |
8. Разность окружных шагов |
м |
Разность между двумя любыми |
61 |
шагами по окружности, проходящей в средней части зуба по его длине и | |
Допуск на разность окружных шагов |
высоте, с центром на осн вращения колеса | |
9. Погрешность профиля |
д/ |
Расстояние по нормали между дву- |
Окрржнесть 5ыступс8 |
мя теоретическими профилями зуба колеса, ограничивающими действи- | |
1 Дейст!иггель*ый профиль |
тельный профиль в пределах его рабочего участка. | |
Определяется у большего основа- | ||
ння делительного конуса. | ||
Отклонение профиля у головок и | ||
М /\Pafituu участок |
ножек допускается только в тело зуба | |
профиля губа | ||
\ \ | ||
\ Теоретический профиль | ||
Допуск на профиль |
61 |