ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДИЗЕЛИТРАКТОРНЫЕ И КОМБАЙНОВЫЕ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 20000-88 (СТ СЭВ 1006-78)
БЗ 10-95
Издание официальное
ИНК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
УДК 621.436:006.354 Ipwina Д24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСТ
20000-88
ДИЗЕЛИ ТРАКТОРНЫЕ И КОМЬлПНОВЫЕ Обшит технические > слоямн
Tractor and combine diesels. General specifications
(CT СЭВ 1006-78)
ОКП 47 5000
Дата введения 01.01.00
Настоящий стандарт распространяется на дизели, предназначенные для тракторов и самоходных шасси (далее — тракторов), сельскохозяйственных комбайнов и других самоходных сельскохозяйственных машин (далее — самоходных машин) в микроклиматических районах с умеренным климатом по ГОСТ 15150.
Стандарт не распространяется на дизели специатьного назначения и дизели средств малой механизации, а также на модификации автомобильных дизелей, устанавливаемых на тракторы.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении I.
Требования ни. 1. 1. 1.4. 2.1.2. 2.1.3, 2.1.7. 2.1.8. 2.1.14-2.1.18. 2.2.2,
2.4.1, 2.4.3, раза. 4, 6 и 7 настоящего стандарта являются обязательными. другие требования — рекомендуемыми.
(Измененная редакция, Изм. Ns 3).
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. Значения удельного расхода топлива, удельного (относительного) расхода масла на угар и номинального коэффициента запаса крутящего момента моделей дизелей должны соответствовать до 01.01.95 указанным в табл. I. а с 01.01.95 — в табл. 2.
Пиям ж- официальное Перепечатка воспрещена
♦ © Издательство стандартов, 1988
© ИПК Издательство стандартов. 1997 Переиздание с изменениями
Таблица I | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечания:
1. Значения удельного расхода топлива при номинальной мощности даны для дизелей с турбоиадду-вом; значения удельного расхода топлива при номинальной мощности дик лей без турбон аддуна нс датжны превышать указанных в таблице более чем на 3 %.
ГОСТ 20000-88 С, 2
2. Значения оценочного и минимального (по регуляторной характеристике) удельных расходов топлива диклей в комплектации, соответствующей условиям определения номинальной м ощности, а также значение удельного расхода топлива при эксплуатационной мощности устанавливают и технических условиях на дизели конкретных марок.
3. Допускаемые отклонения мощности, удельного расхода топлива, удельного (относнтсл ьного) расхода маета на утар устанавливают в сторону увеличения. При этом допускаемые отклонения нс датжны быть баке:
— удельного расхода топлива — 3 %.
— удельного (относительного) расхода масла на угар — 0,4 г/(кВт • ч) (0.2 % расхода топлива).
4. Значения номинального коэффициента запаса крутящего момента даны хтя диклей, предназначенных для тракторов и самоходных машин с механической трансмиссией.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
Таблица 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
С. 3 ГОСТ 20000 |
Примечания:
1. Значения удельного расхода топлива при номинальной мощности даны для дизелей с турбомадду-вом; значения удельного расхода топлива при номинальной мощности диклей без турбон аддуна нс должны превышать указанных в таблице более '«ем на 3 %.
2. Значения оценочного и минимального (по регуляторной характеристике) удельных расходов топлива диклен в комплектации, соответствующей условиям определения номинальной м ошностн. а также значение удельного расхода топлива при эксплуатационной мощности устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
3. Допускаемые отклонения мощности, удельного расхода топлива, удельного (относiгтель него) расхода масла на угар устанавливают в сторону увеличения. При этом допускаемые отклонения нс должны быть более:
— удельного расхода топлива — 3 %.
— удельного (относительного) расхода масла на угар — 0.4 г/(кВт ч) (0.2 % расхода топлива).
4. Значения номинального коэффициента запаса крутящего момента даны для диклей, предназначенных для тракторов и самоходных машин с механической трансмиссией.
(Измененная редакция, Изч. № 2, 3).
ГОС! 20000-88 С. 4
1.2. Значения удельного расхода топлива, удельного (относительного) расхода масла на угар, номинального коэффициента запаса крутящего момента модификаций дизелей — по техническим условиям на дизели конкретных марок.
1.3. Значения показателей долговечности и безотказности дизелей должны быть нс менее значений соответствующих показателей надежности тех тракторов и (или) самоходных машин, для которых эти дизели предназначены. При этом значения средней наработки на сложный отказ дизеля должны быть не менее чем в два раза выше средней наработки на сложный отказ трактор;» или самоходной машины, на которую этот дизель устанавливают.
Значения средней наработки на сложный отказ устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
1.1 —1.3. (Измененная редакция, Изм. № 3).
Значения указанных показателей надежности, а также удельной суммарной оперативной трудоемкости устанаатнвают в технических условиях на дизели конкретных марок.
1.4. Уменьшение мощности и увеличение удельного расхода топлива в эксплуатации при наработке дизелей тракторов, равной половине ресурса, и по истечении гарантийного срока службы дизелей самоходных машин после проведения ТО-3 не должны превышать 5 % значений, указанных в технических условиях на дизели конкретных марок, а увеличение удельного (относительного) расхода масла на угар — не более чем на 0,5 г/(кВт ч) (0,2 %).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Характеристики
2.1.1. Конструкция дизелей с рабочим объемом цилиндров св. 7,5 л, иостаатенных на производство после введения в действие настоящего стандарта, должна обеспечнатгь возможность создания модификаций или моделей дизелей с постоянной мощностью.
(Измененная редакция. Изм. № 3).
2.1.2. Степень неравномерности регуляторов частоты вращения, устаноазенных на дизелях тракторов, при положении органов управления ре!улятора частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива, нс должна превышать 8 %, а на дихлях самоходных машин — 5 %.
2.1.3. Предельные углы наклона, при которых дизели должны сохранять работоспособность, указаны в табл. 5.
Т а б л и и а 5' | ||||||||||||||||||||||||||||
|
2.1.4. Конструкция дизелей должна обеспечивать полноту и удоб -ство слива масла из дизеля.
2.1.5. Конструкция дизеля с жидкостным охлаждением должна обеспечивать возможность эксплуатации дизеля с применением в системе охлаждения воды и охлаждающих низкозамерзающих жидкостей.
2.1.6. Тракторные дизели, кроме дизелей воздушного охлаждения с рабочим объемом цилиндров до 4.5 л в ключ., должны быть оборудованы устройством для автоматического регулирования теплового режима. Вид устройств устанавливают в технических условиях на дизели конкретных марок.
2.1.7. Дизели, предусматривающие отбор мощности с конца коленчатого вала, противоположного тому, с которого передается крутящий момент на трансмиссию, должны допускать при номинальной частоте вращения коленчатого вала отбор мощности в процентах от номинальной мощности, не менее:
50 — для дизелей сельскохозяйственных тракторов и самоходных машин;
80 — для дизелей промышленных и лесопромышленных тракторов.
2.1.8. Дизели должны быть контролеприголиы по приспособленности к диагностированию. Показатели контролепригодности и требования к конструкции дизеля по приспособленности к диагностированию — по ГОСТ 24925.
Таблица 3. 4. (Исключены. Пэм. № 3).
ГОСТ 20000-88 С. 6
Перечень встроенных средств контроля устанавливают в технических условиях на дихми конкретных марок.
2.1.9. Конструкция дизеля должна обеспечивать возможность установки элсктростартерной системы пуска и (или) пускового двигателя. Вид системы пуска дизелей тракторов — но ГОСТ 19677 и ГОСТ 27434. дизелей самоходных машин — по заказу потребителя.
(Измененная редакция, Мзм. № 3).
2.1.10. Конструкция дизеля должна обеспечивать возможность его пуска без применения средств тепловой подготовки дизеля к пуску или средств поддержания заданного теплового состояния в межсменный период при температуре окружающего воздуха:
— до минус 10 *С с использованием в системе смазки дизеля зимнего масла класса вязкости 8 по ГОСТ 17479.1;
— до минус 20 *С с использованием в системе смазки дизеля загущенного маета класса вязкости 4 ,/8 по ГОСТ 17479.1.
Допускается при температуре окружающего воздуха минус 20 *С и ниже применять средства тепловой подготовки дизеля к пуску.
Допускается при пуске дизеля применять средства облегчения пуска, входящие в комплект дизеля и (или) трактора.
2.1.11. Конструкция дизеля должна обеспечивать возможность установки и (или) подсоединения средств облегчения пуска.
2.1.12. Конструкция дизелей тракторов тяговых классов более 0.9 должна обеспечивать возможность подсоединения средств тепловой подготовки дизеля к пуску. Для дизелей тракторов тягового класса 0.9 и менее приспособленность конструкции к подсоединению средств тепловой подготовки к пуску определяют по согласованию между изготовителем и потребителем.
2.1.13. Конструкция дизелей тракторов должна обеспечивать по заказу потребителя возможность присоединения средств поддержания заданного теплового состояния неработающего дизеля в межсменный период. Продолжительность межсменного периода и заданный тепловой режим должны быть указаны в технических условиях на дизели конкретных марок.
2.1.14. Конструкция системы пуска дизелей должна обеспечивать возможность привода в действие системы с рабочего места оператора (за исключением средств тепловой подготовки дизеля к пуску), быть пожаробезопасной.
(Измененная редакция, Изм. .N« 3).
2.1.15. Конструкция дизеля должна исключать возможность течи и (или) падения капель масла, топлива и охлаждающей жидкости.
2.1.16. Требования безопасности — по ГОСТ 12.2.019.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.1.17. Выброс вредных веществ с отработавшими газами — по ГОСТ 17.2.2.05. дымность отработавших газов — по ГОСТ 17.2.2.02.
2.1.18. Предельные значения шума и вибрации — по ОСТ 23.3.23.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
2.2. Требования к материалам и комплектующим изделиям
2.2.1. Окраска дизелей — по ГОСТ 6572.
2.2.2. Электрооборудование, предназначенное для обеспечения работы дизеля, должно соответствовать требованиям ГОСТ 3940.
2.2.3. Покупные изделия должны быть подвергнуты входному контролю в соответствии с требованиями ГОСТ 24297.
2.2.4. Требовании к основным сборочным единицам дизеля должны быть указаны в технических условиях на дизели конкретных марок.
2.3. Комплектность
2.3.1. Дизель должен быть укомплектован в соответствии с ведомостью спецификаций, действующей на предприятии—изготовителе дизеля, и техническими условиями на днхмн конкретных марок.
2.3.2. К каждому дизелю прикладывают индивидуальный комплект запасных частей, инструмента, принадлежностей, а также детали н сборочные единицы, не устанавливаемые, а прикладываемые к дизелю при транспортировании, в соответствии с техническими условиями на дизели конкретных марок.
2.3.3. К каждому дизелю должна быть приложена следующая документация:
— паспорт;
— техническое описание и инструкция по эксплуатации;
— упаковочный лист одиночного комплекта ЗИП.
2.4. Маркировка
2.4.1. Дизель должен иметь маркировку, содержащую следующие данные:
1) товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
2) марку дизеля;
3) порядковый номер дизеля по системе нумерации предприятия-изготовителя.
ГОСТ 20000-88 С. 8
2.4.2. Место расположения таблички или место нанесения маркировки на дизель должно быть указано в технических условиях на дизели конкретных марок.
2.4.1. 2.4.2. (Измененная редакция, Изм. .Ч> 3).
2.4.3. При отправке дизеля, упакованного в ящик, на упаковке должна быть нанесена маркировка по ГОСТ 14192.
2.4.4. При отправке прикладываемого к дизелю комплекта запасных частей, инструмента, принадлежностей, упакованных в ящик, на ящике должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями технических условий на дизели конкретных марок.
2.5. Упаковка
2.5.1. Дизели, предназначенные к отправке партиями, должны быть установлены на поддонах или подставках, обеспечивающих сохранность дизелей от механических повреждений.
2.5.2. Вид упаковки дизелей, предназначенных к отправке поштучно, определяют по согласованию между изготовителем и потребителем.
2.5.3. Комплект запасных частей, инструмента, принадлежностей, приклдтываемый к дизелю, а также «Техническое описание и инструкция по эксплуатации», упаковочный лист одиночного комплекта ЗИП, вложенные в пакет из щенки, должны быть упакованы в ящик, изготовленный в соответствии с ГОСТ 15841, или другую упаковку, указанную в технических условиях на дизели конкретных марок, при условии обеспечения сохранности при транспортировании. Ящик должен быть опломбирован.
Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем индивидуальный комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей упаковывать в один ящик на партию дизелей. В каждый ящик должны быть вложены упаковочные листы по одному на каждый комплект.
2.5.4. Детали и сборочные единицы, не устанавливаемые на дизели на период транспортирования, должны быть упакованы в ящик, изготовленный в соответствии с ГОСТ 15841, или другую упаковку, указанную в технических условиях на дизели конкретных марок, при условии обеспечения сохранности при транспортировании.
2.5.5. Паспорт дизеля должен быть упакован в пакет из пленки в соответствии с ГОСТ 23170. Место укладки — по техническим условиям на дизели конкретных марок.
3. ПРИЕМКА
3.1. Приемка дизелей — по ГОСТ 25959 и техническим условиям на дизели конкретных марок.
(Измененная редакция, Изм. .М» 3).
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Виды, программы, методы стендовых испытании дизелей — по ГОСТ 18509.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. Транспортирование дизелей допускается всеми видами транспорта при условии обеспечения их защиты от воздействия влаги и механических повреждений. Вид транспорта и условия зашиты при транспортировании — по техническим условиям на дизели конкретных марок.
5.2. Условия хранения и транспортирования дизелей, предназначенных для комплектации тракторов и самоходных машин, — по техническим условиям на дизели конкретных марок.
Хранение и транспортирование дизелей, предназначенных к использованию в качестве запасных частей, а также нндивндуатьного комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей — по условиям хранения С ГОСТ 15150.
5.3. Консервация дизелей, предназначенных для комплектации тракторов и самоходных машин. — по техническим условиям на дизели конкретных марок.
Консервацию дизелей, предназначенных к использованию в качестве запасных частей, а также индивидуального комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей при условии хранения С по ГОСТ 15150 следует пр)воднть по ГОСТ 9.014 на срок нс менее одного года.
6. УКАЗАНИЯ НО ЭКСПЛУАТАЦИИ
6.1. Виды и периодичность технического обслуживания дизелей сельскохозяйственных тракторов и самоходных машин — по ГОСТ 20793, дизелей промышленных тракторов — по ГОСТ 25826.